|
Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів!
Це мабуть найбільший банк рефератів в Україні.
На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету. Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.
|
Шукаєте реферат - просто зайдіть на Інститут.com.ua! |
|
Получить логин и пароль для предварительного просмотра материала можно одним из следующих способов:
Отправив SMS на короткий номер 7190 |
|
|
Инструкция по получению логина и пароля по SMS:
Шаг 1. Отправьте SMS на короткий номер 7190 с текстом сообщения 75254001
Шаг 2. В ответ Вам будет выслано сообщение, содержащее логин и пароль*.
Шаг 3. Для просмотра материала введите пришедшие в SMS-сообщении логин и пароль:
*Услуга доступна для абонетов всех национальных GSM операторов Украины (кроме Beeline) (абоненты других операторов мобильной связи в т.ч. абоненты росcийских и зарубежных операторов - для получения кода доступа воспользуйтесь этой ссылкой...
Тариф 10 грн. Тариф наведено у гривнях з урахуванням ПДВ без ПФ).
|
*Ознакомительная версия подразумевает только просмотр работы с целью дальнейшего ее приобретения в случае соответствия Вашим пожеланиям. Копирование и печать ознакомительной версии работы с сайта запрещена. За 1 SMS просмотреть можно не более 20 любых страниц работы.
См. также:
-
"Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста"
Содержание
1. Теоретические аспекты нормирования физических
нагрузок в процессе физического воспитания школьников .
2. Нормирование режима выполнения общеразвивающих упражнений.
3. Экспериментальное обоснование развития выносливости у младших школьников на уроках физкультуры.
4. Физиологическая оценка комплексной системы развития двигательных качеств у подростков и юношей.
5. Исследования функций центральной гемодинамики.
6. Характеристика функциональных показателей учащихся с разными стадиями полового созревания.
7. Вывод.
8. Список использованной литературы.
-
"Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста"
Содержание
1. Теоретические аспекты нормирования физических
нагрузок в процессе физического воспитания школьников .
2. Нормирование режима выполнения общеразвивающих упражнений.
3. Экспериментальное обоснование развития выносливости у младших школьников на уроках физкультуры.
4. Физиологическая оценка комплексной системы развития двигательных качеств у подростков и юношей.
5. Исследования функций центральной гемодинамики.
6. Характеристика функциональных показателей учащихся с разными стадиями полового созревания.
7. Вывод.
8. Список использованной литературы.
-
Развитие мышления у детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Характеристика развития мышления у детей дошкольного возраста 5
1.2. Взаимосвязь познавательных способностей ребенка 11
1.3. Особенности формирования свойств мышления у дошкольников 15
РАЗДЕЛ 2 18
ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
2.1. Характеристика тренинговой работы с дошкольниками 18
2.2. Особенности и порядок проведения тренинга 22
2.3. Результаты методики "Определение уровня умственного развития старших дошкольников" до и после тренинга 25
ВИСНОВКИ 27
СПИСОК ВИКОРИСТАНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 29-43
-
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Вступление 3
Раздел 1. ЭМОЦИИ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 6
1.1. Суть понятия "эмоция" 6
1.2. Проблема эмоционального развития в психологии 10
Раздел 2 ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ ТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА 15
2.1. Особенности эмоционального развития дошкольников 15
2.2. Влияние деятельности и общения на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 20
Раздел 3. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА 24
3.1. Суть эстетических эмоций та эстетично-эмоционального развития 24
3.2. Роль и значение эстетических эмоций в развитии ребенка 28
Выводы 36
Список использованной литературы 38
Вступление
Актуальность темы исследования. Современная парадигма образования обозначает ведущим своим принципом – гуманизм. Идея гуманизации, присущая отечественной культуре, определяет основные направления психологической и педагогической науки, представляющие личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и ребенка, содержанием которого выступают духовные ценности, субъективные свойства, одним из которых являются эмоциональные переживания, рассматривающиеся как сущностные проявления личности.
Происходящие в обществе социально-экономические изменения побудили направить внимание ученых на формирование эмоционально устойчивой, социально адаптированной, творческой личности, способной осуществлять демократические преобразования, адекватно переносить противоречивость и напряженность нынешней социокультурной ситуации. Темп, динамика и ритм современной жизни, социальное разделение и национально-политические конфликты приводят к усилению раздражительности, повышению агрессивности, что свидетельствует об эмоциональной неудовлетворенности личности и проявляется уже дошкольном детстве. Именно в этот возрастной период формируется мир эмоций и чувств человека, обозначаются его устремления, закладывается базис личностной культуры, включающий ценности переживания.
Роль эмоций в жизни человека, их влияние на поведение и формирование личности ребенка представляли интерес для исследователей различных областей знаний (философских, физиологических, психологических, педагогических и др.).
В психологической науке эмоции рассматривались в деятельностном, поведенческом, личностном аспектах, выделялась динамика их становления, раскрывался механизм эмоциональных проявлений детей. (В.Н. Вилюнас, В. Вундт, Л.С. Выготский, И. Гербарт, В. Джемс, Б.И. Додонов, А.В. Запорожец, К. Изард, Ю. Ланге, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, П.В. Симонов, Т.П. Хризман, Д.Б. Эльконин и др.).
В работах Л.С. Выготского, Е.Е. Кравцовой, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других авторов изучалась взаимосвязь эмоций и мотивов. Отмечалось, что с возрастом эмоции начинают предвосхищать действия детей, возрастает роль ориентировочной части детской деятельности. Активность ребенка вызывается эмоциональными переживаниями, которые обуславливают развитие ребенка.
В разработку темы обучения и воспитания дошкольников значительный вклад сделали современные украинские исследователи. Разные психолого-педагогические аспекты развития дошкольников рассмотрены в научных трудах А.М. Гончаренко, Н.М. Дятленко, И.И. Карабаевой, І.С. Литвиненко, В.В. Маршицкой, А.А. Пивовара, Т.О. Пироженко, Н.Ф. Портницкой, В.І. Прокопенко, Ю.А. Руденко, Н.В. Савиновой, Т.А. Ткачук, Н.В. Старовойтенко, Т.В. Улькиной, Т.С. Фасолько, М.А. Федоровой та др. Вместе с тем следует отметить, что вопрос именно эмоционального развития дошкольника не нашло всестороннего рассмотрения в отечественных исследованиях. Наиболее приблизились к этой тематике работы И.О. Лапченко ("Эмоциональное отношение к себе и ровесникам как фактор личностного развития ребенка дошкольного возраста"), И.П. Сопрун ("Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в разных социальных условиях воспитания"), Н.В. Тарапака ("Проблема эмоционально-эстетического развития личности детей дошкольного и младшего школьного возраста в творческом наследии В.А. Сухомлинского").
Исходя из этого, следует констатировать, что эмоциональное развитие детей-дошкольников еще недостаточно изучено, как в психологии, раскрывающей становление и специфику всех видов эмоций, так и в педагогике, определяющей педагогические условия развития личности, осуществляющей поиск взаимосвязей эмоции как активного действия ребенка в процессе формирования духовных начал и свойств личности.
Целью данной работы является изучение аспектов эмоционального развития детей дошкольного возраста, в частности, формирования чувств эстетическо-эмоциональной сферы.
Объект исследования – эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности формирования эстетическо-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой исследования, обозначенным объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1. Обобщить теоретические исследования в психологии эмоциональной сферы индивида,
2. Проанализировать состояние разработанности проблемы эмоционального развития детей-дошкольников.
3. Теоретически обосновать и доказать возможность развития эстетических эмоций старших дошкольников как основы становления духовности и творчества, выступающих показателем формирования личности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, анализ философской, психологической та педагогической литературы.
Работа структурно состоит из вступления, трех разделов, выводов, списка использованной литературы.
Выводы
Современная психологическая наука трактует эмоции как сложные психические состояния человека, которые являются реакциею на внешние раздражители. Они связаны с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и которые выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовольствия или неудовлетворения его актуальных потребностей. Психическое отражение осуществляется в форме непосредственного предвзятого переживания значения жизненных явлений и ситуаций, обусловленных отношением их объективных свойств к потребностям субъекта, которые являются непременными компонентами жизнедеятельности, могучим средством активизации сенсорно-перцептивной деятельности личности. Они определяются как отражения отношения результата деятельности к ее мотиву, и является одним из главных регуляторов деятельности. Если из позиции мотива деятельность есть успешной, то возникают позитивные эмоции; если неуспешной – негативные.
Современные исследования эмоционально-чувственной сферы детей дошкольного возраста указывают на интенсивное развитие эмоций под влиянием социальных условий жизни и воспитания, в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, норм и идеалов, которые становятся содержанием побудительных мотивов поведения личности. Через эмоциональные переживания возникает социальное сближение детей, а социальные взаимодействия, в свою очередь, влияют на эмоциональные проявления дошкольников. При этом можно выделить факторы, влияющие на содержание и способы выражения эмоциональных состояний дошкольников, а особенно роль взрослых, семьи и значимость отношений со сверстниками. Это указывает на то, что развитие эмоций детей – не спонтанный процесс, а процесс, управляемый взрослым, что и позволяет его развивать.
Педагогическое руководство эмоциональным развитием личности ребенка требует эмоциональной подготовки самого воспитателя: он должен иметь четкое представление об разных формах познания (эстетичное восприятие, наслаждение, переживание, суждение, чувство, ценность, вкус), понимать эмоциональную сущность явлений действительности, уметь ее объяснить детям, четко представлять необходимый минимум эстетичных знаний и навыков, которыми должны владеть дошкольники.
Уровень эстетических эмоций зависит от уровня интеллектуального развития, от социокультурной среды семьи, от эмоциональной жизни ребенка в ранний период. Наиболее существенная зависимость в развитии эстетических эмоций детей старшего дошкольного возраста связана с содержанием произведений искусств и пространственно-предметной средой, обуславливающей проявление свободы, активности, творчества детей.
Для современных дошкольников в эмоционально-эстетическом плане характерным является, с одной стороны, понижение эмоционального тона, усиление негативных эмоциональных проявлений, и как результат этого –снижение уровня интеллектуального развития, а с другой стороны, наблюдается резкое падение интересов к духовной жизни общества, к культуре и искусству, которое выступает наиболее сильным эмоциональным фактором в становлении личности ребенка и стабилизации ее духовной сферы. Это определяет необходимость создания условий для эмоционального комфорта детей дошкольного возраста, подчеркивает значимость личностных переживаний ребенка в познании многообразия и красоты мира, в самовыражении и самоутверждении личности.
-
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СОДЕРЖАНИЕ
1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 10
1.1 Понятие об эмоциях и чувствах 10
2. ОСОБЕННОСТИ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКА 13
2.1 Источник переживаний ребенка 13
2.2 Причины зарождения страха 15
2.3 От страха вылечит песочница 18
2.4 ТV: друг семьи или домашний монстр? 19
3. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
3.1 Психопрофилактика психического состояния здоровья детей 22
3.2 Идентификация страхов 23
3.3 Чем могут помочь родители? 25
3.4 Ошибки родителей 26
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ИЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА 29
4.1 Тревога и страх 31
4.2 Психотерапия или бихевиоральная терапия 34
5. Диагностика страхов и тревожности
5.1 Выявление страхов и тревожности у дошкольников
5.2 Диагностирование детей младшего школьного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
-
Развитие мышления у детей дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Характеристика развития мышления у детей дошкольного возраста 5
1.2. Взаимосвязь познавательных способностей ребенка 11
1.3. Особенности формирования свойств мышления у дошкольников 15
РАЗДЕЛ 2 18
ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
2.1. Характеристика тренинговой работы с дошкольниками 18
2.2. Особенности и порядок проведения тренинга 22
2.3. Результаты методики "Определение уровня умственного развития старших дошкольников" до и после тренинга 25
ВИСНОВКИ 27
СПИСОК ВИКОРИСТАНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 29
Методика "Определение уровня умственного развития старших дошкольников" 29
План занятия №1. 34
План занятия № 2. 36
План занятия № 3. 38
План занятия № 4. 40
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Главная цель образования на современном этапе развития нашего общества – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности каждого ребенка, всемерно раскрыть его творческие возможности. Учитывая, что все дети разные по своим индивидуальным особенностям, очень важно создать все условия для максимально возможного уровня развития способностей каждого воспитанника, для удовлетворения его интересов и склонностей. Особенную роль в интеллектуальном развитии школьников играет мышление.
Проблема развития мышления занимает особое место в исследованиях учёных. Различные её аспекты разрабатывали в своих трудах многие педагоги и психологи. В истории педагогики ее рассматривали А. Дистервег, Я.А. Коменский, Дж. Локк, Н.И. Новиков, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, В.Ф. Одоевский, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский и др. Значительный вклад в ее разработку внесли отечественные и зарубежные психологи: Дж. Брунер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.
В работах Л.А. Венгера, В.И. Логиновой, A.M. Леушиной, А.А. Люблинской, К.А. Некрасовой, Н.И. Непомнящей, С.Л. Новоселовой, Л.Ф. Обуховой, Н.Н. Поддьякова, Н.Х. Швачкина и др. раскрыты основные закономерности формирования мыслительных операций и понятий у детей дошкольного возраста.
Вопросам методологии развития мыслительной деятельности детей посвящены исследования украинских ученых: Г.С. Костюка, В.А. Моляко, С.Д. Максименко, Т.И. Пониманской, В.А. Роменца, О.В. Скрипченко и др. Однако, на основе анализа вышеперечисленных психолого-педагогических и методических исследований мы пришли к выводу о том, что проблема развития мышления до сих пор продолжает остро стоять в процессе развития личности дошкольника. При этом особенное значение имеет разработка таких новых форм обучения, которые бы стали наиболее эффективными на современном этапе дошкольного образования.
Исходя из важности и актуальности проблемы, мы выбрали тему исследования: «Тренинг развития мышления у детей дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс умственного развития дошкольников.
Предмет исследования: условия и практика реализации тренинговой работы в развитии мышления детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия реализации тренинговой работы для развития мышления дошкольников.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогичной литературы по вопросу развития мышления у детей данной возрастной категории.
2. Обобщить исследования по использованию тренингового методу в практике развития когнитивных способностей дошкольников.
3. Разработать тренинговый комплекс для проведения занять с детьми дошкольного возраста по развитию мышления.
Наше исследование существенным образом опирается на теоретические положения: психолого-педагогических концепций развивающего образования (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, и др.); исследований, посвященных проблеме развития способностей (В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.); научных работ, раскрывающих особенности, законномерности и принципы развития детского мышления (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.И. Менчинская, Н.Н. Поддьяков и др.).
Цель, задачи обусловили выбор методов исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, беседа, моделирование, упражнения, изучение и анализ продуктов деятельности детей. Исследование осуществлялось в период с сентября 2008 года по апрель 2009 года.
Структурно работа состоит из введения, двух разделов, выводов, списка использованных источников, приложений.
ВИСНОВКИ
Мышление является одним из самых важных когнитивных процессов, с помощью которых ребенок познает мир. В мышлении используются все другие психические возможности и способности индивида, происходит интеграция знаний, чувств, осуществляется переработка информации, которая поступает в сознание. Мышление считается основным моментом в интеллектуальном развитие ребенка, становлении его как личности.
В ходе обобщения теоретических положений о процессе мышления и особенностях формирования мыслительных действий можно выделить следующие особенности процесса его развития у дошкольников.
Развитие мышления ребенка происходит постепенно и осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление – последовательные ступени интеллектуального развития.
Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать еще в конце первого – начале второго года жизни.
Следующая стадия – образное мышление – является основным для шестилеток. Оно подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Дошкольники еще не способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому в ходе данного психотренинга усилия были сосредоточены в основном на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Практически все упражнения при этом одновременно развивали внимание, воображение и память.
В возрасте 6 лет только начинает формироваться словесно-логическое мышление. Это приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитие этого вида мышления были направлены на формирование у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции.
Общие закономерности развития мышления дошкольников, на которые было обращено внимание в ходе психотренинговых занятиях, являются следующими: дети легко усваивают новые слова; полны желания познавать; быстро запоминают, но могут также легко забыть; активно учатся посредством своих чувств; способны думать одновременно только о чем-то одном – объем внимания узок; мышление пока еще ограничено, зато обладают богатым воображением и фантазиею.
При проведении развивающих занятий с дошкольниками учитывалась такая особенность мыслительной сферы индивида как комплексность. Она предусматривала понимание того, что разные формы мышления развиваются в тесном взаимодействии между собой, а также со всеми другими познавательными процессами. Данное исследование показало, что мышление дошкольника имеет в возрасте 6 лет все виды и формы мыслительных действий, которые в разной степени сформированы в его сознании: теоретическое и практическое мышление; наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое; репродуктивное и творческое. Следуя этому принципу, в занятиях данного тренинга использовались упражнения, которые были направлены на развитие всех когнитивных способностей личности, а также на совершенствование всех видов и форм мышления.
Проведенный тренинг показал действенность его методики, возможность ее использования для развития мыслительных способностей детей. Результаты, которые были получены в ходе тренинговых занятий свидетельствовали о повышении общего уровня умственного развития дошкольников, которые до этого имели отставание по учебе.
-
Половозрастная идентификация у детей дошкольного возраста
Содержание
Введение
1.Теоретическое обоснование изучения половозрастной идентификации у детей дошкольного возраста
1.1.Понятие об идентификации в психологии
1.2.Понятие половой идентификации
1.2.1.Половая идентификация: стадии и теории
1.2.2.Полоролевая идентификация детей с родителями
1.2.3.Роль сверстников в половой идентификации
1.3.Половозрастная идентификация у детей дошкольного возраста
2.Степень сформированности половозрастной идентификации у детей дошкольного возраста
2.1.Описание программы исследования
2.2.Особенности половозрастной идентификации у детей 4-х, 5-ти и 6-ти лет
2.3.Степень соотнесенности образа-Я и психологического времени у детей дошкольного возраста
2.4.Сформированность половозрастной идентификации у детей 4-х, 5-ти и 6-ти лет
Заключение
Список литературы
Приложения
-
Проблемы леворуких детей школьного возраста
Введение 3
Глава I. Психофизиологические особенности леворуких детей школьного возраста 5
Глава II. Проблемы школьного обучения леворуких детей 10
Глава III. Методы определения леворукости и особенности её коррекции 17
Заключение 24
Список использованной литературы 26
-
Развитие памяти у детей дошкольного возраста
Введение 2
Глава I. Общее понятие памяти 5
1.1. Процессы памяти 5
1.2. Виды памяти 7
Глава II. Теоретические основы развития образной памяти у дошкольников 10
2.1 Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе 10
2.2 Взаимосвязь развития слуховой и образной памяти у дошкольников 15
Глава III. Исследование возможности развития памяти в среднем дошкольном возрасте 22
3.1. Организация исследования 22
3.2. Программа групповых коррекционно-развивающих занятий 24
3.3. Анализ результатов 29
Заключение 31
Список литературы 33
-
Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста
Вступление 3
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ 5
1.1. Понятие "страх" в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Природа и классификация страхов 10
Раздел 2. СТРАХ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
2.1. Характеристика страхов у детей дошкольного возраста 15
2.2. Социальные условия возникновения страхов детей дошкольного возраста 19
Раздел 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ 25
3.1. Технология профилактики и коррекции детских страхов 25
3.2. Рекомендации для устранения страхов у дошкольников 28
Раздел 4. ПСИХОДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ 34
4.1. Психодиагностика страхов у тревожных детей 34
4.2. Программа коррекции детских страхов 43
Выводы 49
Список использованной литературы 51
Приложения 54
Выводы 59
Вступление
Актуальность темы исследования. Всестороннее развитие та воспитание подрастающей личности является одним из главных условий построения демократического общества. Кардинальные изменения в социокультурной ситуации, которые происходят на Украине в последнее время, способствуют созданию условий для воспитания каждого ребенка как личности с широким мировоззрением, открытой для получения позитивного опыта, свободной от психотравм.
Дошкольный период выступает важным этапом в жизни человека, на протяжении которого активно формируется личность, происходит психическое развитие, и который нередко сопровождается наличием детских страхов. Страхи, затормаживая познавательные потребности ребенка, могут выступать серьёзным препятствием для его гармонического развития, мешать полноценной социализации и выступать предпосылками невротизации.
Исследования феномена страха непосредственно связано с изучением проблемы эмоций, которая еще недостаточно разработана в психологической науке. Некоторые аспекты эмоциональных проявлений личности, которые так или иначе связаны с появлением страхов, исследовались в работах Л.Н. Аболина, П.К. Анохина, А.М. Ананьева, Г.М. Бреслава, В.К. Вилюнаса, Б.І. Додонова, О.В. Запорожца, К. Изарда, Е.П. Ильина и др.
Раскрытие социально-философского аспекта проблематики страхов стало предметом исследований В.А. Андрусенко, А.О. Прохорова, С.С. Сизова и др. Изучению проблемы страхов посвящены многочисленные исследования зарубежных психологов (Д. Бретт, О. Кондаш, Д. Лейн, Р. Мей, Е. Миллер, Б. Филлипс).
Преобладающее количество психологических научных разработок, посвященных проблеме страхов, сосредотачиваются на изучении их возрастных особенностей у детей, при этом только незначительна часть работ направлена на исследование страхов детей дошкольного возраста (О.И. Захаров, Н.В. Карпенко, Е.В. Лисина, К.Л. Милютина, Е.В. Новикова, М.В. Осорина, О.М.Прихожан).
Проблема страхов представляет интерес для психологической науки, потому что ее разработка является чрезвычайно актуальной та важной для разрешения целого ряда вопросов образовательно-воспитательной практики, особенно связанной с успешной подготовкой и адаптацией ребенка к школе, а также предупреждением развития у него разного рода невротических проявлений, что затрудняют общение с ним, ограничивают влияние развивающего воспитательного влияния. Вместе с тем, у отечественной психологии существует мало сведений про специфику психологической обусловленности страхов у дошкольников, а существующие исследования не содержат целостного представления про данный вид страхов.
Объект исследования – эмоциональная сфера личности.
Предмет исследования – особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.
Цель исследования заключалась в изучении психологических детерминант та закономерностей появления страхов у дошкольников, выявлении их особенностей.
В соответствии с целью исследования, обозначенным объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1. Определить теоретические подходы к изучению феномена страха и его особенностей у дошкольников.
2. Исследовать психологические детерминанты возникновения, особенности та закономерности страхов у дошкольников.
3. Обосновать технологию работы относительно развития умений преодоления страхов у дошкольников.
Для разрешения поставленных задач были использованы общенаучные методы теоретического и эмпирического исследования, в частности такие, как теоретический анализ та систематизация научных источников, сравнение та обобщение данных.
Работа структурно состоит из вступления, трех разделов, выводов, списка использованной литературы.
Выводы
Страхи являются частицею эмоциональной жизни любого человека. Страх как комплексное образование включает физиологичные, поведенческие и когнитивные проявления и может быть определен как негативное эмоциональное состояние, которое связано с отображением в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия индивида и проявляется в ожидании и предвидении опасности.
Страх является причиной многих нарушений здоровья в физико-психической сфере и тем самым – причиной многих заболеваний ребенка: нервных нарушений в физическом и душевном развитии, боли в животе, головные боли. Страх сказывается и на его личностном развитии, при этом наблюдается слабая контактируемость с окружающими, повышенная неуправляемость и агрессивность, нарушение сна, эмоциональная заторможенность, агрессивность, депрессивные состояния, речевые расстройства. Мышление теряет свою гибкость, становится скованным бесконечными опасностями, предчувствиями и сомнениями. Восприятие лишается целостности и непосредственности, уменьшается познавательная активность, любознательность, любопытство.
Основными психологическими детерминантами страхов дошкольника являются индивидуально-личностные особенности субъекта (тревожность, негативный личностный опыт); влияние значимых взрослых (особенность стиля педагогического общения; детско-родительские отношения в семье); влияние особенностей форм воспитания.
В психолого-педагогической литературе предлагается множество методик по коррекции и профилактике детских страхов. В данной работе предложенный комплекс коррекционных и профилактических методик, направленный на решение изучаемой проблемы. В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.
Успешность устранения страхов зависит от знания причин и особенностей психического развития. Механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя их сложно мотивированную структуру. Страхи, возникающие в результате психологического заражения или внушения, устраняются не только воздействием на ребенка, но и в результате изменения неадекватно сформировавшихся отношений родителей. Личностно обусловленные страхи могут быть устранены и оказанием помощи непосредственно детям, в то время как ситуационные страхи требуют комбинированного подхода. Во всех случаях целесообразно смотреть на страхи не столько глазами взрослых, сколько глазами детей.
Основное содержание рекомендаций по устранению страхов сводится к одному: понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример родителей создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится, такой беззащитный и несчастный, поскольку во всем он зависит от родителей, несущих персональную ответственность за его самочувствие и способность противостоять внутренним и внешним угрозам.
-
Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста
Вступление 3
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ 5
1.1. Понятие "страх" в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Природа и классификация страхов 10
Раздел 2. СТРАХ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
2.1. Характеристика страхов у детей дошкольного возраста 15
2.2. Социальные условия возникновения страхов детей дошкольного возраста 19
Раздел 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ 25
3.1. Технология профилактики и коррекции детских страхов 25
3.2. Рекомендации для устранения страхов у дошкольников 28
Выводы 35
Список использованной литературы 37
Вступление
Актуальность темы исследования. Всестороннее развитие та воспитание подрастающей личности является одним из главных условий построения демократического общества. Кардинальные изменения в социокультурной ситуации, которые происходят на Украине в последнее время, способствуют созданию условий для воспитания каждого ребенка как личности с широким мировоззрением, открытой для получения позитивного опыта, свободной от психотравм.
Дошкольный период выступает важным этапом в жизни человека, на протяжении которого активно формируется личность, происходит психическое развитие, и который нередко сопровождается наличием детских страхов. Страхи, затормаживая познавательные потребности ребенка, могут выступать серьёзным препятствием для его гармонического развития, мешать полноценной социализации и выступать предпосылками невротизации.
Исследования феномена страха непосредственно связано с изучением проблемы эмоций, которая еще недостаточно разработана в психологической науке. Некоторые аспекты эмоциональных проявлений личности, которые так или иначе связаны с появлением страхов, исследовались в работах Л.Н. Аболина, П.К. Анохина, А.М. Ананьева, Г.М. Бреслава, В.К. Вилюнаса, Б.І. Додонова, О.В. Запорожца, К. Изарда, Е.П. Ильина и др.
Раскрытие социально-философского аспекта проблематики страхов стало предметом исследований В.А. Андрусенко, А.О. Прохорова, С.С. Сизова и др. Изучению проблемы страхов посвящены многочисленные исследования зарубежных психологов (Д. Бретт, О. Кондаш, Д. Лейн, Р. Мей, Е. Миллер, Б. Филлипс).
Преобладающее количество психологических научных разработок, посвященных проблеме страхов, сосредотачиваются на изучении их возрастных особенностей у детей, при этом только незначительна часть работ направлена на исследование страхов детей дошкольного возраста (О.И. Захаров, Н.В. Карпенко, Е.В. Лисина, К.Л. Милютина, Е.В. Новикова, М.В. Осорина, О.М.Прихожан).
Проблема страхов представляет интерес для психологической науки, потому что ее разработка является чрезвычайно актуальной та важной для разрешения целого ряда вопросов образовательно-воспитательной практики, особенно связанной с успешной подготовкой и адаптацией ребенка к школе, а также предупреждением развития у него разного рода невротических проявлений, что затрудняют общение с ним, ограничивают влияние развивающего воспитательного влияния. Вместе с тем, у отечественной психологии существует мало сведений про специфику психологической обусловленности страхов у дошкольников, а существующие исследования не содержат целостного представления про данный вид страхов.
Объект исследования – эмоциональная сфера личности.
Предмет исследования – особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.
Цель исследования заключалась в изучении психологических детерминант та закономерностей появления страхов у дошкольников, выявлении их особенностей.
В соответствии с целью исследования, обозначенным объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1. Определить теоретические подходы к изучению феномена страха и его особенностей у дошкольников.
2. Исследовать психологические детерминанты возникновения, особенности та закономерности страхов у дошкольников.
3. Обосновать технологию работы относительно развития умений преодоления страхов у дошкольников.
Для разрешения поставленных задач были использованы общенаучные методы теоретического и эмпирического исследования, в частности такие, как теоретический анализ та систематизация научных источников, сравнение та обобщение данных.
Работа структурно состоит из вступления, трех разделов, выводов, списка использованной литературы.
Выводы
Страхи являются частицею эмоциональной жизни любого человека. Страх как комплексное образование включает физиологичные, поведенческие и когнитивные проявления и может быть определен как негативное эмоциональное состояние, которое связано с отображением в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия индивида и проявляется в ожидании и предвидении опасности.
Страх является причиной многих нарушений здоровья в физико-психической сфере и тем самым – причиной многих заболеваний ребенка: нервных нарушений в физическом и душевном развитии, боли в животе, головные боли. Страх сказывается и на его личностном развитии, при этом наблюдается слабая контактируемость с окружающими, повышенная неуправляемость и агрессивность, нарушение сна, эмоциональная заторможенность, агрессивность, депрессивные состояния, речевые расстройства. Мышление теряет свою гибкость, становится скованным бесконечными опасностями, предчувствиями и сомнениями. Восприятие лишается целостности и непосредственности, уменьшается познавательная активность, любознательность, любопытство.
Основными психологическими детерминантами страхов дошкольника являются индивидуально-личностные особенности субъекта (тревожность, негативный личностный опыт); влияние значимых взрослых (особенность стиля педагогического общения; детско-родительские отношения в семье); влияние особенностей форм воспитания.
В психолого-педагогической литературе предлагается множество методик по коррекции и профилактике детских страхов. В данной работе предложенный комплекс коррекционных и профилактических методик, направленный на решение изучаемой проблемы. В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.
Успешность устранения страхов зависит от знания причин и особенностей психического развития. Механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя их сложно мотивированную структуру. Страхи, возникающие в результате психологического заражения или внушения, устраняются не только воздействием на ребенка, но и в результате изменения неадекватно сформировавшихся отношений родителей. Личностно обусловленные страхи могут быть устранены и оказанием помощи непосредственно детям, в то время как ситуационные страхи требуют комбинированного подхода. Во всех случаях целесообразно смотреть на страхи не столько глазами взрослых, сколько глазами детей.
Основное содержание рекомендаций по устранению страхов сводится к одному: понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример родителей создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится, такой беззащитный и несчастный, поскольку во всем он зависит от родителей, несущих персональную ответственность за его самочувствие и способность противостоять внутренним и внешним угрозам.
Cгенерировано за 1.583712 секунд
|