Меню

Реклама

TOP реферати

Від партнерів

Цікаве

Тема: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» (ID:33432)

| Размер: 43 кб. | Объем: 38 стр. | Стоимость: бесплатно | Добавлена: 28.03.2010 | Код продавца: 0 |
СодержаниеВступление 3
Раздел 1. ЭМОЦИИ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 6
1.1. Суть понятия "эмоция" 6
1.2. Проблема эмоционального развития в психологии 10
Раздел 2 ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ ТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА 15
2.1. Особенности эмоционального развития дошкольников 15
2.2. Влияние деятельности и общения на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 20
Раздел 3. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА 24
3.1. Суть эстетических эмоций та эстетично-эмоционального развития 24
3.2. Роль и значение эстетических эмоций в развитии ребенка 28
Выводы 36
Список использованной литературы 38



Вступление
Актуальность темы исследования. Современная парадигма образования обозначает ведущим своим принципом – гуманизм. Идея гуманизации, присущая отечественной культуре, определяет основные направления психологической и педагогической науки, представляющие личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и ребенка, содержанием которого выступают духовные ценности, субъективные свойства, одним из которых являются эмоциональные переживания, рассматривающиеся как сущностные проявления личности.
Происходящие в обществе социально-экономические изменения побудили направить внимание ученых на формирование эмоционально устойчивой, социально адаптированной, творческой личности, способной осуществлять демократические преобразования, адекватно переносить противоречивость и напряженность нынешней социокультурной ситуации. Темп, динамика и ритм современной жизни, социальное разделение и национально-политические конфликты приводят к усилению раздражительности, повышению агрессивности, что свидетельствует об эмоциональной неудовлетворенности личности и проявляется уже дошкольном детстве. Именно в этот возрастной период формируется мир эмоций и чувств человека, обозначаются его устремления, закладывается базис личностной культуры, включающий ценности переживания.
Роль эмоций в жизни человека, их влияние на поведение и формирование личности ребенка представляли интерес для исследователей различных областей знаний (философских, физиологических, психологических, педагогических и др.).
В психологической науке эмоции рассматривались в деятельностном, поведенческом, личностном аспектах, выделялась динамика их становления, раскрывался механизм эмоциональных проявлений детей. (В.Н. Вилюнас, В. Вундт, Л.С. Выготский, И. Гербарт, В. Джемс, Б.И. Додонов, А.В. Запорожец, К. Изард, Ю. Ланге, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, П.В. Симонов, Т.П. Хризман, Д.Б. Эльконин и др.).
В работах Л.С. Выготского, Е.Е. Кравцовой, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других авторов изучалась взаимосвязь эмоций и мотивов. Отмечалось, что с возрастом эмоции начинают предвосхищать действия детей, возрастает роль ориентировочной части детской деятельности. Активность ребенка вызывается эмоциональными переживаниями, которые обуславливают развитие ребенка.
В разработку темы обучения и воспитания дошкольников значительный вклад сделали современные украинские исследователи. Разные психолого-педагогические аспекты развития дошкольников рассмотрены в научных трудах А.М. Гончаренко, Н.М. Дятленко, И.И. Карабаевой, І.С. Литвиненко, В.В. Маршицкой, А.А. Пивовара, Т.О. Пироженко, Н.Ф. Портницкой, В.І. Прокопенко, Ю.А. Руденко, Н.В. Савиновой, Т.А. Ткачук, Н.В. Старовойтенко, Т.В. Улькиной, Т.С. Фасолько, М.А. Федоровой та др. Вместе с тем следует отметить, что вопрос именно эмоционального развития дошкольника не нашло всестороннего рассмотрения в отечественных исследованиях. Наиболее приблизились к этой тематике работы И.О. Лапченко ("Эмоциональное отношение к себе и ровесникам как фактор личностного развития ребенка дошкольного возраста"), И.П. Сопрун ("Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в разных социальных условиях воспитания"), Н.В. Тарапака ("Проблема эмоционально-эстетического развития личности детей дошкольного и младшего школьного возраста в творческом наследии В.А. Сухомлинского").
Исходя из этого, следует констатировать, что эмоциональное развитие детей-дошкольников еще недостаточно изучено, как в психологии, раскрывающей становление и специфику всех видов эмоций, так и в педагогике, определяющей педагогические условия развития личности, осуществляющей поиск взаимосвязей эмоции как активного действия ребенка в процессе формирования духовных начал и свойств личности.
Целью данной работы является изучение аспектов эмоционального развития детей дошкольного возраста, в частности, формирования чувств эстетическо-эмоциональной сферы.
Объект исследования – эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности формирования эстетическо-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой исследования, обозначенным объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1. Обобщить теоретические исследования в психологии эмоциональной сферы индивида,
2. Проанализировать состояние разработанности проблемы эмоционального развития детей-дошкольников.
3. Теоретически обосновать и доказать возможность развития эстетических эмоций старших дошкольников как основы становления духовности и творчества, выступающих показателем формирования личности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, анализ философской, психологической та педагогической литературы.
Работа структурно состоит из вступления, трех разделов, выводов, списка использованной литературы.
Выводы
Современная психологическая наука трактует эмоции как сложные психические состояния человека, которые являются реакциею на внешние раздражители. Они связаны с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и которые выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовольствия или неудовлетворения его актуальных потребностей. Психическое отражение осуществляется в форме непосредственного предвзятого переживания значения жизненных явлений и ситуаций, обусловленных отношением их объективных свойств к потребностям субъекта, которые являются непременными компонентами жизнедеятельности, могучим средством активизации сенсорно-перцептивной деятельности личности. Они определяются как отражения отношения результата деятельности к ее мотиву, и является одним из главных регуляторов деятельности. Если из позиции мотива деятельность есть успешной, то возникают позитивные эмоции; если неуспешной – негативные.
Современные исследования эмоционально-чувственной сферы детей дошкольного возраста указывают на интенсивное развитие эмоций под влиянием социальных условий жизни и воспитания, в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, норм и идеалов, которые становятся содержанием побудительных мотивов поведения личности. Через эмоциональные переживания возникает социальное сближение детей, а социальные взаимодействия, в свою очередь, влияют на эмоциональные проявления дошкольников. При этом можно выделить факторы, влияющие на содержание и способы выражения эмоциональных состояний дошкольников, а особенно роль взрослых, семьи и значимость отношений со сверстниками. Это указывает на то, что развитие эмоций детей – не спонтанный процесс, а процесс, управляемый взрослым, что и позволяет его развивать.
Педагогическое руководство эмоциональным развитием личности ребенка требует эмоциональной подготовки самого воспитателя: он должен иметь четкое представление об разных формах познания (эстетичное восприятие, наслаждение, переживание, суждение, чувство, ценность, вкус), понимать эмоциональную сущность явлений действительности, уметь ее объяснить детям, четко представлять необходимый минимум эстетичных знаний и навыков, которыми должны владеть дошкольники.
Уровень эстетических эмоций зависит от уровня интеллектуального развития, от социокультурной среды семьи, от эмоциональной жизни ребенка в ранний период. Наиболее существенная зависимость в развитии эстетических эмоций детей старшего дошкольного возраста связана с содержанием произведений искусств и пространственно-предметной средой, обуславливающей проявление свободы, активности, творчества детей.
Для современных дошкольников в эмоционально-эстетическом плане характерным является, с одной стороны, понижение эмоционального тона, усиление негативных эмоциональных проявлений, и как результат этого –снижение уровня интеллектуального развития, а с другой стороны, наблюдается резкое падение интересов к духовной жизни общества, к культуре и искусству, которое выступает наиболее сильным эмоциональным фактором в становлении личности ребенка и стабилизации ее духовной сферы. Это определяет необходимость создания условий для эмоционального комфорта детей дошкольного возраста, подчеркивает значимость личностных переживаний ребенка в познании многообразия и красоты мира, в самовыражении и самоутверждении личности.



ЛитератураСписок использованной литературы
1. Аллахвердов В.М. Психология искусства: Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. – СПб. : Издательство ДНК, 2001. – 197с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. – М., Академия педагогических и социальных наук, 1995. – 352с.
3. Бондар Г. О. Використання казкотерапії в цілях розвитку емоційної сфери дітей молодшого дошкільного віку // Вісник. – Черкаси, 2007. – Вип.98: Педагогічні науки. – С.17–22.
4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отношения. – М., Просвещение, 1990. – 286с.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб. : СОЮЗ, 1997. – 224с.
6. Додонов Б. Эмоция как ценность / Хрестоматия по психологии. – М., Просвещение, 1990. – С. 334 – 338.
7. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: Теоретические подходы и эмпирические исследования. – М. : Смысл, 1997. – 424с.
8. Емоційне ставлення до себе та ровесників як чинник особистісного розвитку дитини дошкільного віку: Автореферат дисертації: 19.00.07 / І.О. Лапченко; Национальний педагогічний університет ім. М.П.Драгоманова. – К., 2006. – 20с.
9. Злобин А.Г. К классификации эмоций. // Вопросы психологии, 1991 – С.96-98.
10. Изард Кэррол Э. Психология эмоций / А. Татлыбаева (пер.с англ.). – СПб., Питер, 1999. – 464с.
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб. : Питер, 2007. – 782с.
12. Кетс де Врис Манфред. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / М. Шалунова (пер.). – М. : Альпина Бизнес Букс, 2004. – 310 с.
13. Кириленко Т.С. Психологія: емоційна сфера особистості. – К., Либідь, 2007. – 256с.
14. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М. : Русский язык, 1998. – 847с.
15. Леонтьев А.Н.. Лекции по общей психологии. – М. : Смысл, 2007. – 511с.
16. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.
17. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М.: НМО "Творческая педагогика" МП "Новая школа", 1993. – 107с.
18. Підлипна Л.В. Розвиток емоцій та почуттів дошкільників у процесі ігрового тренінгу // Збірник наукових праць: філософія, соціологія, психологія. — Івано-Франківськ, 2004. – Вип.9, ч.1. – С.92-99.
19. Попов А.А., Виленский И.Л. Эмоции и их анализ. – К., Наукова думка, 1995. – 29с.
20. Прадид Ю.Ф. Русско-украинский и украинско-русский фразеологический тематический словарь: Эмоции человека. – Симферополь, 1994. – 243с.
21. Психологічна енциклопедія: А – Я / О. Степанов (авт.-упоряд.). – К., Академвидав, 2006. – 424с.
22. Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : Изд-во МГУ, 1993. –303с.
23. Развитие социальных эмоций детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца. Я.З. Неверович. – М.: Педагогика, 1986. – 354с.
24. Ребер Артур. Большой толковый психологический словарь: Основные термины и понятия по психологии и психиатрии. – М. : Вече, 2003. – Т. 2 : П-Я. – 560 с.
25. Розвиток емоційної сфери дітей дошкільного віку в різних соціальних умовах виховання: Автореферат дисертації: 19.00.07 / І.П. Сопрун; Південноукр. держ. педагогічний університет ім. К.Д.Ушинського. – О., 2000. – 20 с.
26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., Питер, 1999. – 720с.
27. Сбітнєва Л.М. Історико-генетичний аспект взаємодії емоційної сфери особистості і музичного мистецтва // Гуманізація навчально-виховного процесу. – Слов’янськ, 1998. – Вип.4. – С.327–329.
28. Симонов Г.В. Что такое эмоция. – М.: Наука, 1986. – 322с.
29. Славіна Н.С. Розвиток у дошкільників здатності розуміти емоційний стан однолітків // Вісник. – К., 2006. – Вип.8. – С.134-140.
30. Сопрун И.П. К вопросу об особенностях эмоционального развития детей дошкольного возраста // “Наука і освіта”. – 1998. – №3. – С.60-62.
31. Старкова И.А. Развитие эстетических чувств в процессе ознакомления старших дошкольников с народно-прикладным искусством. – М., ВЦГИОС, 1994. – 18 с.
32. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К. : Радянська школа, 1971. – 244с.
33. Тарапака Н.В. Роль емоцiй у естетичному вихованнi дiтей дошкiльного вiку в системi поглядiв В.О.Сухомлинського // Педагогіка Василя Сухомлинського на зламі епох: Матерiали Мiжнародної науково-практичної конференцiї та 5-их Всеукраїнських педагогiчних читань "Василь Сухомлинський i сучаснiсть". – Методичний вiсник 25. –Київ-Кiровоград,1999. – С. 232-234.
34. Ушинский К.Д. Воспитание человека: Избранное. – М. : Издательский дом "Карапуз", 2000. – 256с.
35. Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1991. – 232с.
36. Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. – Ростов н/Д.: РГПУ, 1995. – 272с.

Просмотр
ПросмотрПросмотреть с сайта...
Скачивание
СкачатьСкачать работу в архиве..
Рекомендуємо також переглянути наступні реферати та курсові роботи:
  • РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • . Использование дидактических игр в формировании воображения у детей в младшей группе детского сада
  • . Использование дидактических игр в формировании воображения у детей в младшей группе детского сада
  • Половозрастная идентификация у детей дошкольного возраста
  • Педагогические условия развития и воспитания детей раннего возраста в семье
  • Педагогические условия развития и воспитания детей раннего возраста в семье
  • Натюрморт как средство развития художественно-изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста
  • Натюрморт как средство развития художественно-изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста
  • НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Особенности общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Cгенерировано за 0.031721 секунд

Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів! На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету.

Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Замовити реферат

Оновлення

Реклама

Від партнерів