Меню

Реклама

TOP реферати

Від партнерів

Цікаве

загрузка...

Тема: «Развитие мышления у детей дошкольного возраста» (ID:33389)

| Размер: 307 кб. | Объем: 41 стр. | Стоимость: бесплатно | Добавлена: 28.03.2010 | Код продавца: 0 |
СодержаниеСОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Характеристика развития мышления у детей дошкольного возраста 5
1.2. Взаимосвязь познавательных способностей ребенка 11
1.3. Особенности формирования свойств мышления у дошкольников 15
РАЗДЕЛ 2 18
ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
2.1. Характеристика тренинговой работы с дошкольниками 18
2.2. Особенности и порядок проведения тренинга 22
2.3. Результаты методики "Определение уровня умственного развития старших дошкольников" до и после тренинга 25
ВИСНОВКИ 27
СПИСОК ВИКОРИСТАНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 29
Методика "Определение уровня умственного развития старших дошкольников" 29
План занятия №1. 34
План занятия № 2. 36
План занятия № 3. 38
План занятия № 4. 40


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Главная цель образования на современном этапе развития нашего общества – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности каждого ребенка, всемерно раскрыть его творческие возможности. Учитывая, что все дети разные по своим индивидуальным особенностям, очень важно создать все условия для максимально возможного уровня развития способностей каждого воспитанника, для удовлетворения его интересов и склонностей. Особенную роль в интеллектуальном развитии школьников играет мышление.
Проблема развития мышления занимает особое место в исследованиях учёных. Различные её аспекты разрабатывали в своих трудах многие педагоги и психологи. В истории педагогики ее рассматривали А. Дистервег, Я.А. Коменский, Дж. Локк, Н.И. Новиков, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, В.Ф. Одоевский, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский и др. Значительный вклад в ее разработку внесли отечественные и зарубежные психологи: Дж. Брунер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.
В работах Л.А. Венгера, В.И. Логиновой, A.M. Леушиной, А.А. Люблинской, К.А. Некрасовой, Н.И. Непомнящей, С.Л. Новоселовой, Л.Ф. Обуховой, Н.Н. Поддьякова, Н.Х. Швачкина и др. раскрыты основные закономерности формирования мыслительных операций и понятий у детей дошкольного возраста.
Вопросам методологии развития мыслительной деятельности детей посвящены исследования украинских ученых: Г.С. Костюка, В.А. Моляко, С.Д. Максименко, Т.И. Пониманской, В.А. Роменца, О.В. Скрипченко и др. Однако, на основе анализа вышеперечисленных психолого-педагогических и методических исследований мы пришли к выводу о том, что проблема развития мышления до сих пор продолжает остро стоять в процессе развития личности дошкольника. При этом особенное значение имеет разработка таких новых форм обучения, которые бы стали наиболее эффективными на современном этапе дошкольного образования.
Исходя из важности и актуальности проблемы, мы выбрали тему исследования: «Тренинг развития мышления у детей дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс умственного развития дошкольников.
Предмет исследования: условия и практика реализации тренинговой работы в развитии мышления детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия реализации тренинговой работы для развития мышления дошкольников.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогичной литературы по вопросу развития мышления у детей данной возрастной категории.
2. Обобщить исследования по использованию тренингового методу в практике развития когнитивных способностей дошкольников.
3. Разработать тренинговый комплекс для проведения занять с детьми дошкольного возраста по развитию мышления.
Наше исследование существенным образом опирается на теоретические положения: психолого-педагогических концепций развивающего образования (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, и др.); исследований, посвященных проблеме развития способностей (В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.); научных работ, раскрывающих особенности, законномерности и принципы развития детского мышления (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.И. Менчинская, Н.Н. Поддьяков и др.).
Цель, задачи обусловили выбор методов исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, беседа, моделирование, упражнения, изучение и анализ продуктов деятельности детей. Исследование осуществлялось в период с сентября 2008 года по апрель 2009 года.
Структурно работа состоит из введения, двух разделов, выводов, списка использованных источников, приложений.



ВИСНОВКИ
Мышление является одним из самых важных когнитивных процессов, с помощью которых ребенок познает мир. В мышлении используются все другие психические возможности и способности индивида, происходит интеграция знаний, чувств, осуществляется переработка информации, которая поступает в сознание. Мышление считается основным моментом в интеллектуальном развитие ребенка, становлении его как личности.
В ходе обобщения теоретических положений о процессе мышления и особенностях формирования мыслительных действий можно выделить следующие особенности процесса его развития у дошкольников.
Развитие мышления ребенка происходит постепенно и осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление – последовательные ступени интеллектуального развития.
Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать еще в конце первого – начале второго года жизни.
Следующая стадия – образное мышление – является основным для шестилеток. Оно подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Дошкольники еще не способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому в ходе данного психотренинга усилия были сосредоточены в основном на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Практически все упражнения при этом одновременно развивали внимание, воображение и память.
В возрасте 6 лет только начинает формироваться словесно-логическое мышление. Это приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитие этого вида мышления были направлены на формирование у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции.
Общие закономерности развития мышления дошкольников, на которые было обращено внимание в ходе психотренинговых занятиях, являются следующими: дети легко усваивают новые слова; полны желания познавать; быстро запоминают, но могут также легко забыть; активно учатся посредством своих чувств; способны думать одновременно только о чем-то одном – объем внимания узок; мышление пока еще ограничено, зато обладают богатым воображением и фантазиею.
При проведении развивающих занятий с дошкольниками учитывалась такая особенность мыслительной сферы индивида как комплексность. Она предусматривала понимание того, что разные формы мышления развиваются в тесном взаимодействии между собой, а также со всеми другими познавательными процессами. Данное исследование показало, что мышление дошкольника имеет в возрасте 6 лет все виды и формы мыслительных действий, которые в разной степени сформированы в его сознании: теоретическое и практическое мышление; наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое; репродуктивное и творческое. Следуя этому принципу, в занятиях данного тренинга использовались упражнения, которые были направлены на развитие всех когнитивных способностей личности, а также на совершенствование всех видов и форм мышления.
Проведенный тренинг показал действенность его методики, возможность ее использования для развития мыслительных способностей детей. Результаты, которые были получены в ходе тренинговых занятий свидетельствовали о повышении общего уровня умственного развития дошкольников, которые до этого имели отставание по учебе.
Литература
СПИСОК ВИКОРИСТАНОЇ ЛІТЕРАТУРИ
1. Артемова Л.В. Вчися граючись: Навколишній світ у дидактичних іграх дошкільнят. – К. : Томіріс, 1995. – 112с.
2. Барташнікова І.А., Барташніков О.О. Розвиток наочно-образного та логічного мислення у дітей 5-7 років. – Тернопіль, Богдан, 1998. – 80 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психол. труды / Академия педагогических и социальных наук. – М. : 1995. – 352с.
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб. : Питер, 2005. – 520с.
5. Венгер Л. А., Агаева Е. Л., Бардина Р. И., Брофман В. В., Булычева А. И. Психолог в детском саду. – М. : ИНТОР, 1995. – 64с.
6. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 71с.
7. Гончаренко С.У. Український педагогічний словник. – К., Либідь, 1997. – 376с.
8. Запорожец А.В., Маркова Т.А., Венгер Л.А. Основы дошкольной педагогіки. – М. : Педагогика, 1980. – 271с.
9. Здібності, творчість, обдарованість: теорія, методика, результати досліджень: / В.О. Моляко (ред.). – Житомир : Рута, 2006. – 320с.
10. Інтелектуальні здібності дитини / С. Максименко (упоряд.). – К. : Мікрос-СВС, 2003. – 96с.
11. Максименко С.Д. Мислення дитини. – К. : Главник, 2004. – 112с.
12. Марцинковская Т.Д., Изотова Е.И., Калягина Е.А. Детская практическая психология: Учебник. – М. : Гардарики, 2001. – 255с.
13. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие. – М. : КДУ, 2009. – 189с.
14. Моляко В.А. Психологическая система творческого тренинга "Карус" / Общество "Знание" Украины. – К., 1996. – 44с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
16. Нечипорук Н.І., Томей О.П. Розвиваючі ігри дошкільників: Навч.-метод. посібник. – Біла Церква : КОІПОПК, 2003. – 157с.
17. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – СПб. : Союз, 1997. – 256с.
18. Поддьяков Н.Н.Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. – Волгоград : Перемена, 1994. – 247с.
19. Поніманська Т.І. Дошкільна педагогіка: Навч. посібник. – К. : Академвидав, 2004. – 456с.
20. Психологический словарь. – М. : Педагогика Пресс,1996. – 298 с.
21. Психология мышления: Хрестоматия / И.П. Грехова (сост.). – Сургут : Издательство СурГУ, 2000. – 150с.
22. Психологічна енциклопедія: А – Я / О. Степанов (авт.-упоряд.). – К., Академвидав, 2006. – 424с.
23. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология: Учеб. пособие. – С.Пб. : Питер, 1999. – 416с.
24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2-х книгах. – М., Владос, 1999. – Книга 2. – 239с.
25. Роменець В.А. Психологія творчості: Навч. посіб. – К. : Либідь, 2004. – 287с.
26. Светлова І.Є. Велика книга завдань і вправ для розвитку інтелекту дитини: Сенсорне сприйняття, логічне мислення, дрібна моторика рук, розвиток мови. – К.: Країна мрій, 2006. – 160с.
27. Скарбничка ігор для розумних батьків і кмітливих дітлахів / Автори та укл. К.Крутій, Н.Маковецька. – Запоріжжя: ТОВ “ЛІПС” ЛТД, 2004. – 204 с.
28. Скрипченко О.В., Долинська Л.В. Вікова та педагогічна психологія: Навч. посібник. – К. : Просвіта, 2004. – 413с.
29. Хрестоматія з української класичної педагогіки К.Ушинський, С.Русова, А.Макаренко, Г.Ващенко, В.Сухомлинський: навч. посібник / В.Кравець (уклад.). – К. : Грамота, 2008. – 768с.
30. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М., АПСН, 1995. – 416с.
Просмотр
ПросмотрПросмотреть с сайта...
Скачивание
СкачатьСкачать работу в архиве..
Рекомендуємо також переглянути наступні реферати та курсові роботи:
  • РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Педагогические условия развития и воспитания детей раннего возраста в семье
  • Педагогические условия развития и воспитания детей раннего возраста в семье
  • Развитие мышления у детей дошкольного возраста
  • . Использование дидактических игр в формировании воображения у детей в младшей группе детского сада
  • . Использование дидактических игр в формировании воображения у детей в младшей группе детского сада
  • Половозрастная идентификация у детей дошкольного возраста
  • Развитие мышления и внимания у детей во время первых двух лет обучения в школе
  • Натюрморт как средство развития художественно-изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста
  • Натюрморт как средство развития художественно-изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста
  • НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Cгенерировано за 0.950255 секунд

Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів! На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету.

Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Замовити реферат

Оновлення

Реклама

Від партнерів

загрузка...