Меню

Реклама

TOP реферати

Від партнерів

Цікаве

загрузка...

Тема: «Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста» (ID:33424)

| Размер: 276 кб. | Объем: 55 стр. | Стоимость: бесплатно | Добавлена: 28.03.2010 | Код продавца: 0 |
СодержаниеВступление 3
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ 5
1.1. Понятие "страх" в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Природа и классификация страхов 10
Раздел 2. СТРАХ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
2.1. Характеристика страхов у детей дошкольного возраста 15
2.2. Социальные условия возникновения страхов детей дошкольного возраста 19
Раздел 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ 25
3.1. Технология профилактики и коррекции детских страхов 25
3.2. Рекомендации для устранения страхов у дошкольников 28
Раздел 4. ПСИХОДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ 34
4.1. Психодиагностика страхов у тревожных детей 34
4.2. Программа коррекции детских страхов 43
Выводы 49
Список использованной литературы 51
Приложения 54
Выводы 59



Вступление
Актуальность темы исследования. Всестороннее развитие та воспитание подрастающей личности является одним из главных условий построения демократического общества. Кардинальные изменения в социокультурной ситуации, которые происходят на Украине в последнее время, способствуют созданию условий для воспитания каждого ребенка как личности с широким мировоззрением, открытой для получения позитивного опыта, свободной от психотравм.
Дошкольный период выступает важным этапом в жизни человека, на протяжении которого активно формируется личность, происходит психическое развитие, и который нередко сопровождается наличием детских страхов. Страхи, затормаживая познавательные потребности ребенка, могут выступать серьёзным препятствием для его гармонического развития, мешать полноценной социализации и выступать предпосылками невротизации.
Исследования феномена страха непосредственно связано с изучением проблемы эмоций, которая еще недостаточно разработана в психологической науке. Некоторые аспекты эмоциональных проявлений личности, которые так или иначе связаны с появлением страхов, исследовались в работах Л.Н. Аболина, П.К. Анохина, А.М. Ананьева, Г.М. Бреслава, В.К. Вилюнаса, Б.І. Додонова, О.В. Запорожца, К. Изарда, Е.П. Ильина и др.
Раскрытие социально-философского аспекта проблематики страхов стало предметом исследований В.А. Андрусенко, А.О. Прохорова, С.С. Сизова и др. Изучению проблемы страхов посвящены многочисленные исследования зарубежных психологов (Д. Бретт, О. Кондаш, Д. Лейн, Р. Мей, Е. Миллер, Б. Филлипс).
Преобладающее количество психологических научных разработок, посвященных проблеме страхов, сосредотачиваются на изучении их возрастных особенностей у детей, при этом только незначительна часть работ направлена на исследование страхов детей дошкольного возраста (О.И. Захаров, Н.В. Карпенко, Е.В. Лисина, К.Л. Милютина, Е.В. Новикова, М.В. Осорина, О.М.Прихожан).
Проблема страхов представляет интерес для психологической науки, потому что ее разработка является чрезвычайно актуальной та важной для разрешения целого ряда вопросов образовательно-воспитательной практики, особенно связанной с успешной подготовкой и адаптацией ребенка к школе, а также предупреждением развития у него разного рода невротических проявлений, что затрудняют общение с ним, ограничивают влияние развивающего воспитательного влияния. Вместе с тем, у отечественной психологии существует мало сведений про специфику психологической обусловленности страхов у дошкольников, а существующие исследования не содержат целостного представления про данный вид страхов.
Объект исследования – эмоциональная сфера личности.
Предмет исследования – особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.
Цель исследования заключалась в изучении психологических детерминант та закономерностей появления страхов у дошкольников, выявлении их особенностей.
В соответствии с целью исследования, обозначенным объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1. Определить теоретические подходы к изучению феномена страха и его особенностей у дошкольников.
2. Исследовать психологические детерминанты возникновения, особенности та закономерности страхов у дошкольников.
3. Обосновать технологию работы относительно развития умений преодоления страхов у дошкольников.
Для разрешения поставленных задач были использованы общенаучные методы теоретического и эмпирического исследования, в частности такие, как теоретический анализ та систематизация научных источников, сравнение та обобщение данных.
Работа структурно состоит из вступления, трех разделов, выводов, списка использованной литературы.
Выводы
Страхи являются частицею эмоциональной жизни любого человека. Страх как комплексное образование включает физиологичные, поведенческие и когнитивные проявления и может быть определен как негативное эмоциональное состояние, которое связано с отображением в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия индивида и проявляется в ожидании и предвидении опасности.
Страх является причиной многих нарушений здоровья в физико-психической сфере и тем самым – причиной многих заболеваний ребенка: нервных нарушений в физическом и душевном развитии, боли в животе, головные боли. Страх сказывается и на его личностном развитии, при этом наблюдается слабая контактируемость с окружающими, повышенная неуправляемость и агрессивность, нарушение сна, эмоциональная заторможенность, агрессивность, депрессивные состояния, речевые расстройства. Мышление теряет свою гибкость, становится скованным бесконечными опасностями, предчувствиями и сомнениями. Восприятие лишается целостности и непосредственности, уменьшается познавательная активность, любознательность, любопытство.
Основными психологическими детерминантами страхов дошкольника являются индивидуально-личностные особенности субъекта (тревожность, негативный личностный опыт); влияние значимых взрослых (особенность стиля педагогического общения; детско-родительские отношения в семье); влияние особенностей форм воспитания.
В психолого-педагогической литературе предлагается множество методик по коррекции и профилактике детских страхов. В данной работе предложенный комплекс коррекционных и профилактических методик, направленный на решение изучаемой проблемы. В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.
Успешность устранения страхов зависит от знания причин и особенностей психического развития. Механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя их сложно мотивированную структуру. Страхи, возникающие в результате психологического заражения или внушения, устраняются не только воздействием на ребенка, но и в результате изменения неадекватно сформировавшихся отношений родителей. Личностно обусловленные страхи могут быть устранены и оказанием помощи непосредственно детям, в то время как ситуационные страхи требуют комбинированного подхода. Во всех случаях целесообразно смотреть на страхи не столько глазами взрослых, сколько глазами детей.
Основное содержание рекомендаций по устранению страхов сводится к одному: понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример родителей создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится, такой беззащитный и несчастный, поскольку во всем он зависит от родителей, несущих персональную ответственность за его самочувствие и способность противостоять внутренним и внешним угрозам.

ЛитератураСписок использованной литературы
1. Алешина Ю. Е., Баженова О. В., Баскина Ю. В., Белопольская Н. Л., Бутенко Г. П. Популярная психология для родителей. – СПб. : СОЮЗ, 1997. – 304с.
2. Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страха у детей. – М.: Институт психотерапии, 2005. – 288 с.
3. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2 т. – СПб. : Алетейя, 1999. – Т. 2 : Объективное изучение личности. – 283с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. – М., Академия педагогических и социальных наук, 1995. – 352с.
5. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М. : Академический Проект, 2004. – 237с.
6. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. – М. 1979. – 288с.
7. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание. – М. : АСТ, 2007. – 249 с.
8. Додонов Б. Эмоция как ценность / Хрестоматия по психологии. – М., Просвещение, 1990. – С. 334 – 338.
9. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. –, СПб., Союз, 2000. – 342с.
10. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб. : Гиппократ, 1995. – 125с.
11. Изард Кэррол Э. Психология эмоций / А. Татлыбаева (пер.с англ.). – СПб., Питер, 1999. – 464с.
12. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2007. – 782с.
13. Карпенко Н.В. Психологічні детермінанти страхів та шляхи їх подолання у дошкільників: Автореферат дисертації: 19.00.07 / Національний педагогічний ун-т ім. М.П.Драгоманова. – К., 1997. – 20с.
14. Кириленко Т.С. Психологія: емоційна сфера особистості. – К., Либідь, 2007. – 256с.
15. Кухарский С.А. Понятие “страх” и его разновидности // Вісник Національного технічного університету “ХПІ”. Тематичний випуск “Філософія”. – Х.: НТУ ХПІ, 2006. – №29. – С. 112-117.
16. Малярчук Т.В. Згори вниз: Книга страхів. – Х. : Фоліо, 2006. – 220с.
17. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб: Речь, 2000. – 265с.
18. Мэй Р. Проблема тревоги. - М., Сфера, 2001. – 310с.
19. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М. : Творческий центр "Сфера", 1998. – 240с.
20. Павлов И.П. Мозг и психика: Избранные психологические труды. – М. : Институт практической психологии, 1996. – 320с.
21. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Пронто, 2000. – 186с.
22. Происхождение страха // Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Издательство "Союз", 2004. – 452с.
23. Психологічна енциклопедія: А – Я / О. Степанов (авт.-упоряд.). – К., Академвидав, 2006. – 424с.
24. Ребер Артур. Большой толковый психологический словарь: Основные термины и понятия по психологии и психиатрии. – М. : Вече, 2003. – Т. 2 : П-Я. – 560 с.
25. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 445с.
26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., Питер, 1999. – 720с.
27. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно- информационная теория высшей нервной деятельности. – М., Институт психологии РАН, 1998. – 94с.
28. Скляренко О.М. Психологічні детермінанти та психокорекція шкільних страхів у молодших школярів: Автореферат дисератації: 19.00.07 / Національний педагогічний ун-т ім. М.П.Драгоманова. – К., 2005. – 20с.
29. Скляренко О.М. Психологічні особливості дитячих страхів у контексті психокорекційної діяльності шкільного психолога // Психологія. Збірник наукових праць. – К.: НПУ імені М.П.Драгоманова, 2003. – Випуск 20. – С. 133 – 141.
30. Словарь по физиологии высшей нервной деятельности / В. Юрчук (авт.-сост.). – Минск : ООО "Новое знание", 2003. – 191с.
31. Сопрун И.П. К вопросу об особенностях эмоционального развития детей дошкольного возраста // “Наука і освіта”. – 1998. – №3. – С.60-62.
32. Ушинский К.Д. Воспитание человека: Избранное. – М. : Издательский дом "Карапуз", 2000. – 256с.
33. Фрейд Анна. Психопатологии детства / Я. Обухова (пер.). – М. : Nota Bene, 2000. – 223с.
34. Фрейд Зигмунд. Избранное. – М. : Московский рабочий, 1990. – 160с. – Кн. 1. – 160с.
35. Фресс П. Природа эмоций //Психология аномального развития ребенка. – М., Вече, 2002. Т.1. – 282с.
36. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. – Екатеринбург: АРД ЛТД.,1997. – 211с.
Просмотр
ПросмотрПросмотреть с сайта...
Скачивание
СкачатьСкачать работу в архиве..
Рекомендуємо також переглянути наступні реферати та курсові роботи:
  • ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • ДИАГНОСТИКА СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Половозрастная идентификация у детей дошкольного возраста
  • . Использование дидактических игр в формировании воображения у детей в младшей группе детского сада
  • . Использование дидактических игр в формировании воображения у детей в младшей группе детского сада
  • Изучение особенностей внутригрупповых отношений детей в условиях совместной деятельности
  • Особенности общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Стили семейного воспитания
  • Диагностика агрессивного поведения детей с использованием методов проекции
Cгенерировано за 0.065067 секунд

Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів! На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету.

Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Замовити реферат

Оновлення

Реклама

Від партнерів

загрузка...