Меню

Реклама

TOP реферати

Від партнерів

Цікаве

загрузка...

Тема: «Современная социальная психология и проблемы гендера» (ID:33003)

| Размер: 34 кб. | Объем: 32 стр. | Стоимость: бесплатно | Добавлена: 28.03.2010 | Код продавца: 0 |
СодержаниеВступление 3
1. Визначення проблемы гендера. 4
2. Проблема гендерного неравенства в социальной психологии. 13
3. Исследования гендерных проблем в социальной психологии. 23
Выводы 30
Литература 32

Вступление
Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный характер. Возникновение данной проблематики в значительной мере обусловлено политическими движениями XIX в., с требованиями предоставить женщинам равные права с мужчинами, покончить с субординацией, сексизмом и неравным доступом к власти, а также как осознание потребности в развитии знания о взаимоотношениях полов в обществе.
Социальная психология – это наука, изучающая, как общество влияет на мысли, чувства и поведение отдельного человека. А ее подраздел – социальная психология гендера – занимается исследованием социальных норм, обусловливающих то, как реагируют на половые различия отдельный человек, группа или целое культурное сообщество. Сегодня ситуация сложилась так, что практически любое социально-психологическое исследование гендера очень политизировано, роль науки скорее состоит здесь не в изучении мира, а в продвижении принципа равноправия полов. Социальная психология гендера во многом совпадает с целями феминистского движения, хотя последнее занимается скорее политическим, экономическим и социальным равноправием мужчин и женщин. Кроме этого, социальная психология в любом случае пересекается с гендерными исследованиями, поскольку изучать условия, которые формируют и поддерживают социальное поведение, означает изучать то, как культура выстраивает гендер.
Изучая стереотипы, предрассудки и дискриминацию, социальная психология вплоть до конца 60–70-х годов практически игнорировала гендерные отношения и даже не рассматривала женщин как дискриминируемую социальную группу. Гендерные исследования сдвинулись с мертвой точки лишь когда в науку пришло новое поколение – целая плеяда вдохновленных феминистским движением женщин, которые работали в научных программах по социальной психологии и на собственном опыте прочувствовали, что значит находиться на правах «слабой половины» человечества.

Выводы
В современной науке гендер понимается как социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям "мужчина" и "женщина". А так как "пол" является биологической категорией, социальные психологи ссылаются на те гендерные различия, которые обусловлены биологически, как на "половые". То есть пол указывает на биологический статус человека, говоря о том, кем является человек – мужчиной или женщиной. Гендер же со своей стороны указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения маскулинности или фемининности. Поэтому культурные ожидания и стереотипы, относящиеся к маскулинному и фемининному поведению называются гендерными (а не половыми) ролями. Однако такое разделение понятий не является строгим, так как допускается пересечение понятий, поскольку многие различия могут возникать вследствие сочетания биологических и социальных факторов.
Типические различия в содержательной специфике Образа «Я» и эмоционально-ценностного самоопределения мужчин и женщин во многом производны от специфики половых ролей, а также устоявшихся в общественном сознании стереотипных эталонов маскулинности-феминности, определяющих особенности семейного воспитания и первичной социализации, а позже – нормы поведения, стиль общения, сферы самореализации".
Гендерные стереотипы часто действуют как социальные нормы. Нормативное и информационное давление вынуждает нас подчиняться гендерным нормам. Действие нормативного давления заключается в том, что мы стараемся соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального неодобрения. Об информационном давлении можно говорить, когда мы начинаем считать гендерные нормы правильными, потому что находимся под влиянием социальной информации. Мы живем в культуре, где мужчины обычно занимаются одними вещами, а женщины – другими, где гендерные отличия считаются природными; поэтому мы принимаем гендерные нормы и следуем им.
Подчинение гендерным нормам может наблюдаться в поведении, но не в системе верований (уступчивость), либо и в поведении, и в системе верований (одобрение, интернализация), либо может определяться желанием быть похожим на сверстника или ролевую модель (идентификация). Люди в различной степени подчиняются традиционным гендерным ролям, причем некоторые чрезвычайно поло-типизированы и сильно подчинены гендерным ролям. Больше всего шансов быть поло-типизированными у тех, кто имел опыт критического переживания гендерной социализации, когда любое отклонение от половой роли неизбежно влекло за собой жестокие социальные последствия.




ЛитератураЛитература
1. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие, СПб., Питер, 2006. – 431 с.
2. Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 87-95.
3. Берн Шон. Гендерная психология, СПб., Прайм-Еврознак; Издательский дом Нева, 2004. – 320с.
4. Бодрийяр Жан. Система вещей. – М., Рудомино, 1995. – 168 с.
5. Гапон Н. Гендер у гуманітарному дискурсі: філософсько-психологічний аналіз. – Львів, Літопис, 2002. – 310с.
6. Гендер: реалії та перспективи в українському суспільстві: Матеріали Всеукр. наук.-практ. конф. (м.Київ, 11-13 грудня 2003 р.). – К., ПЦ "Фоліант", 2004. – 70с.
7. Герсон К. Трудный выбор: как женщины решают работу, карьера или материнство, М., Политиздат, 1985. – С. 44.
8. Гидденс Энтони, Бердсолл Карен. Социология. – М., Едиториал УРСС, 2005. – 629с.
9. Костикова И. В., Митрофанова А. В., Градскова Ю. В., Година Е. З., Тулина Н. В. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие. – М., Аспект-Пресс, 2005. – 256с.
10. Пол, гендер, культура: Немецкие и русские исследования / Элизабет Шорэ (ред.), Каролин Хайдер (ред.). – М., 1999. – 215с.
11. Смелзер Нейл. Социология: Учеб. пособие для студ. вузов / В.А. Ядов (науч.ред.). – М., Феникс, 1998. – 688с.
12. Фрейд Зигмунд. Избранное. – М., Московский рабочий, 1990. – Кн.1. – 160с.
13. Чодороу Ненси. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология гендера. – М.,РОССПЭН , 2006. – 290 с.
Просмотр
ПросмотрПросмотреть с сайта...
Скачивание
СкачатьСкачать работу в архиве..
Рекомендуємо також переглянути наступні реферати та курсові роботи:
  • Какие психологические качества личности являются обязательным условием успешного развития профессиональных способностей специалиста?
  • Отрасли психологии.
  • Психология следственных действий
  • Идея неосознанного и психоанализ Фрейда
  • Психология отношений Мясищева
  • Вплив характеру та стилю взаємовідносин вчителя та учнів на успішність їх навчання та виховання
  • Вплив фактора гендера на стрес
  • Глобальные проблемы человечества
  • ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
  • ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
Cгенерировано за 0.068164 секунд

Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів! На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету.

Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Замовити реферат

Оновлення

Реклама

Від партнерів

загрузка...