Меню

Реклама

TOP реферати

Від партнерів

Цікаве

Тема: «Современная социальная психология и проблемы гендера» (ID:33003)

| Размер: 34 кб. | Объем: 32 стр. | Стоимость: бесплатно | Добавлена: 28.03.2010 | Код продавца: 0 |
СодержаниеВступление 3
1. Визначення проблемы гендера. 4
2. Проблема гендерного неравенства в социальной психологии. 13
3. Исследования гендерных проблем в социальной психологии. 23
Выводы 30
Литература 32

Вступление
Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный характер. Возникновение данной проблематики в значительной мере обусловлено политическими движениями XIX в., с требованиями предоставить женщинам равные права с мужчинами, покончить с субординацией, сексизмом и неравным доступом к власти, а также как осознание потребности в развитии знания о взаимоотношениях полов в обществе.
Социальная психология – это наука, изучающая, как общество влияет на мысли, чувства и поведение отдельного человека. А ее подраздел – социальная психология гендера – занимается исследованием социальных норм, обусловливающих то, как реагируют на половые различия отдельный человек, группа или целое культурное сообщество. Сегодня ситуация сложилась так, что практически любое социально-психологическое исследование гендера очень политизировано, роль науки скорее состоит здесь не в изучении мира, а в продвижении принципа равноправия полов. Социальная психология гендера во многом совпадает с целями феминистского движения, хотя последнее занимается скорее политическим, экономическим и социальным равноправием мужчин и женщин. Кроме этого, социальная психология в любом случае пересекается с гендерными исследованиями, поскольку изучать условия, которые формируют и поддерживают социальное поведение, означает изучать то, как культура выстраивает гендер.
Изучая стереотипы, предрассудки и дискриминацию, социальная психология вплоть до конца 60–70-х годов практически игнорировала гендерные отношения и даже не рассматривала женщин как дискриминируемую социальную группу. Гендерные исследования сдвинулись с мертвой точки лишь когда в науку пришло новое поколение – целая плеяда вдохновленных феминистским движением женщин, которые работали в научных программах по социальной психологии и на собственном опыте прочувствовали, что значит находиться на правах «слабой половины» человечества.

Выводы
В современной науке гендер понимается как социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям "мужчина" и "женщина". А так как "пол" является биологической категорией, социальные психологи ссылаются на те гендерные различия, которые обусловлены биологически, как на "половые". То есть пол указывает на биологический статус человека, говоря о том, кем является человек – мужчиной или женщиной. Гендер же со своей стороны указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения маскулинности или фемининности. Поэтому культурные ожидания и стереотипы, относящиеся к маскулинному и фемининному поведению называются гендерными (а не половыми) ролями. Однако такое разделение понятий не является строгим, так как допускается пересечение понятий, поскольку многие различия могут возникать вследствие сочетания биологических и социальных факторов.
Типические различия в содержательной специфике Образа «Я» и эмоционально-ценностного самоопределения мужчин и женщин во многом производны от специфики половых ролей, а также устоявшихся в общественном сознании стереотипных эталонов маскулинности-феминности, определяющих особенности семейного воспитания и первичной социализации, а позже – нормы поведения, стиль общения, сферы самореализации".
Гендерные стереотипы часто действуют как социальные нормы. Нормативное и информационное давление вынуждает нас подчиняться гендерным нормам. Действие нормативного давления заключается в том, что мы стараемся соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального неодобрения. Об информационном давлении можно говорить, когда мы начинаем считать гендерные нормы правильными, потому что находимся под влиянием социальной информации. Мы живем в культуре, где мужчины обычно занимаются одними вещами, а женщины – другими, где гендерные отличия считаются природными; поэтому мы принимаем гендерные нормы и следуем им.
Подчинение гендерным нормам может наблюдаться в поведении, но не в системе верований (уступчивость), либо и в поведении, и в системе верований (одобрение, интернализация), либо может определяться желанием быть похожим на сверстника или ролевую модель (идентификация). Люди в различной степени подчиняются традиционным гендерным ролям, причем некоторые чрезвычайно поло-типизированы и сильно подчинены гендерным ролям. Больше всего шансов быть поло-типизированными у тех, кто имел опыт критического переживания гендерной социализации, когда любое отклонение от половой роли неизбежно влекло за собой жестокие социальные последствия.




ЛитератураЛитература
1. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие, СПб., Питер, 2006. – 431 с.
2. Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 87-95.
3. Берн Шон. Гендерная психология, СПб., Прайм-Еврознак; Издательский дом Нева, 2004. – 320с.
4. Бодрийяр Жан. Система вещей. – М., Рудомино, 1995. – 168 с.
5. Гапон Н. Гендер у гуманітарному дискурсі: філософсько-психологічний аналіз. – Львів, Літопис, 2002. – 310с.
6. Гендер: реалії та перспективи в українському суспільстві: Матеріали Всеукр. наук.-практ. конф. (м.Київ, 11-13 грудня 2003 р.). – К., ПЦ "Фоліант", 2004. – 70с.
7. Герсон К. Трудный выбор: как женщины решают работу, карьера или материнство, М., Политиздат, 1985. – С. 44.
8. Гидденс Энтони, Бердсолл Карен. Социология. – М., Едиториал УРСС, 2005. – 629с.
9. Костикова И. В., Митрофанова А. В., Градскова Ю. В., Година Е. З., Тулина Н. В. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие. – М., Аспект-Пресс, 2005. – 256с.
10. Пол, гендер, культура: Немецкие и русские исследования / Элизабет Шорэ (ред.), Каролин Хайдер (ред.). – М., 1999. – 215с.
11. Смелзер Нейл. Социология: Учеб. пособие для студ. вузов / В.А. Ядов (науч.ред.). – М., Феникс, 1998. – 688с.
12. Фрейд Зигмунд. Избранное. – М., Московский рабочий, 1990. – Кн.1. – 160с.
13. Чодороу Ненси. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология гендера. – М.,РОССПЭН , 2006. – 290 с.
Просмотр
ПросмотрПросмотреть с сайта...
Скачивание
СкачатьСкачать работу в архиве..
Рекомендуємо також переглянути наступні реферати та курсові роботи:
  • Какие психологические качества личности являются обязательным условием успешного развития профессиональных способностей специалиста?
  • Отрасли психологии.
  • Психология следственных действий
  • Идея неосознанного и психоанализ Фрейда
  • Психология отношений Мясищева
  • Вплив характеру та стилю взаємовідносин вчителя та учнів на успішність їх навчання та виховання
  • Вплив фактора гендера на стрес
  • Глобальные проблемы человечества
  • ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
  • ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
Cгенерировано за 0.171886 секунд

Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів! На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету.

Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Замовити реферат

Оновлення

Реклама

Від партнерів