|
-
ЗАСАДИ ПСИХОЛОГІЧНОЇ КОРЕКЦІЇ ЕМОЦІЙНОЇ СФЕРИ У ХВОРИХ, ЩО СТРАЖДАЮТЬ НА ХРОНІЧНИЙ БІЛЬ У СПИНІ
ВСТУП 2
РОЗДІЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ЗАСАДИ ВИВЧЕННЯ ПРОБЛЕМИ ХРОНІЧНОГО БОЛЮ, ТА ЗОКРЕМА, ХРОНІЧНОГО БОЛЮ У СПИНІ В МЕДИКО-ПСИХОЛОГІЧНІЙ ЛІТЕРАТУРІ ЯК ПСИХОЛОГІЧНО-МЕДИЧНОЇ ПРОБЛЕМИ 6
1.1.„Больовий синдром” у медицині – причини виникнення, клінічні прояви.Фізіологія болі 6
1.2. Психологічна уява про біль. Симптоми остеохондроза в психології 20
1.3. Психотерапія болі. Особливості психотерапії соматичних хворих 36
Короткі висновки 51
РОЗДІЛ 2. ЕМПІРИЧНЕ ДОСЛІДЖЕННЯ ПСИХОЛОГІЧНИХ ОСОБЛИВОСТЕЙ ОСІБ, СТРАЖДАЮЧИХ НА ХРОНІЧНИЙ БІЛЬ У СПИНІ 53
2.1. Методи психологічного дослідження осіб, що страждають
на хронічний біль 53
2.2. Хід та процедура дослідження осіб, що страждають
на хронічний біль у спині 70
2.3. Аналіз результатів емпіричного дослідження психологічних особливостей осіб, що страждають на хронічний біль у спині 80
Короткі висновки 96
РОЗДІЛ 3. ЗАСАДИ ПСИХОЛОГІЧНОЇ КОРЕКЦІЇ ЕМОЦІЙНОЇ СФЕРИ У ХВОРИХ, ЩО СТРАЖДАЮТЬ НА ХРОНІЧНИЙ БІЛЬ У СПИНІ 98
3.1. Загальні принципи лікування хронічного болю у спині, та методи
психологічної корекції емоційної сфери осіб, що страждають на хронічний біль у спині 98
3.2. Система психокорекційних заходів емоційної сфери хворих, що страждають на хронічний біль у спині 115
3.3. Визначення ефективності застосування методів корекції емоційної сфери хворих, що страждають на хронічний біль у спині 132
Короткі висновки 137
ВИСНОВКИ 138
СПИСОК ВИКОРИСТАНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 145
ДОДАТКИ 152 - 172
-
Формування паталогічних потреб та мотивів
Вступ 4
1. Спостереження особистісних порушень у хворих на хронічний алкоголізм 5
2. Аналіз механізму формування патологічних потреб і мотивів 9
Висновок 12
Список використаної літератури 13
-
ТРАВОЛІКУВАННЯ ПРИ ЗАХВОРЮВАННЯХ ШЛУНКА Й КИШЕЧНИКУ
Зміст
Вступ 3
Розділ 1. Траволікування при захворюваннях шлунка й кишечнику 4
1.1. Гастрит 4
1.2. Виразкова хвороба шлунка і дванадцятипалої кишки 6
1.3. Хронічний коліт, запор, геморой 8
Розділ 2. Біолого-фармакологічна характеристика основних видів лікарських рослин 12
2.1. Родина Айстрові - Asteraceae 12
2.2. Родина Губоцвіті - Lamiaceae 15
2.3. Родина Звіробійні - Guttiferae 19
2.4. Родина Подорожникові - Plantaginaceae 20
2.5. Родина Селерові - Аріасеае 22
2.6. Родина Макові - Papaveraceae 24
2.7. Родина Розові - Rosaceae 26
2.8. Родина Тирличеві - Gentianaceae 28
2.9. Родина Шорстколисті - Boraginaceae 29
2.10. Родина Бобові - Fabaceae 30
2.11. Родина Верескові - Ericaceae 32
2.12. Родина Барбарисові - Berberidaceae 34
Розділ 3. Приписування лікувальних чаїв 36
Висновок 38
Список літератури 39
-
ТРАВОЛІКУВАННЯ ПРИ ЗАХВОРЮВАННЯХ ШЛУНКА Й КИШЕЧНИКУ
Зміст
Вступ 3
Розділ 1. Траволікування при захворюваннях шлунка й кишечнику 4
1.1. Гастрит 4
1.2. Виразкова хвороба шлунка і дванадцятипалої кишки 6
1.3. Хронічний коліт, запор, геморой 8
Розділ 2. Біолого-фармакологічна характеристика основних видів лікарських рослин 12
2.1. Родина Айстрові - Asteraceae 12
2.2. Родина Губоцвіті - Lamiaceae 15
2.3. Родина Звіробійні - Guttiferae 19
2.4. Родина Подорожникові - Plantaginaceae 20
2.5. Родина Селерові - Аріасеае 22
2.6. Родина Макові - Papaveraceae 24
2.7. Родина Розові - Rosaceae 26
2.8. Родина Тирличеві - Gentianaceae 28
2.9. Родина Шорстколисті - Boraginaceae 29
2.10. Родина Бобові - Fabaceae 30
2.11. Родина Верескові - Ericaceae 32
2.12. Родина Барбарисові - Berberidaceae 34
Розділ 3. Приписування лікувальних чаїв 36
Висновок 38
Список літератури 39
-
ВАЛЕОЛОГИЯ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЕОЛОГИИ В РЕГИОНЕ .................................................................................................................... 3
П.П. Горбенко, А.А. Поваженко. Основные направления и перспективы развития валеологии ........................................................................................................ 3
Л.П. Царевский. Валеология на рубеже тысячелетий: принципы формирования валеологических образовательных и оздоровительных программ ................................ 4
С. Зальцман. Комплексная оздоровительная программа - оптимальное средство достижения максимального здоровья ............................................................................. 6
И.В. Паламарчук, И.В. Бычков. Система интегральной диагностики для формирования прoграмм оздоровления ................................................................... 7
И.А. Андреева, Н.Г. Тоцкая, А.М. Иванова. Влияние социально-биологических факторов на потребление лекарственных препаратов .................................................... 7
Т.П. Груничева, В.В. Лезина, Е.Б. Тюнякина. Вредные привычки и здоровье беременной, родильницы и новорожденного ................................................................. 8
О.Г. Бугрова. Валеологические аспекты детской гинекологии ..................................... 9
Г.А. Шуляк. Социологический подход к изучению контингентов детей-инвалидов .... 10
С.П. Соловьев. Экстремальные факторы в системе взаимодействия индивидуума и среды .............................................................................................................................. 11
М.А. Пыдер. Современный мир, качество жизни, здоровье человека и вечный вопрос "Что делать?" ........................................................................................................ 11
А.К. Головина, Е.У. Айдарханова. Вопросы деонтологии в валеологии ....................... 12
Д.И. Коростылев. Валеология в военном вузе ............................................................... 13
Л.А. Рябиченко. Валеологические принципы построения семьи ................................... 14
С.Г. Палий, В.А. Панин, Е.А. Стальков. Валеология - физиология процесса образования ...................................................................................................................... 15
В.А. Панин, Е.А. Стальков. Валеология и экономика .................................................... 16
В.П. Дедков, Б.С. Осипов, Л.П. Царевский. Система подготовки преподавателей по валеологии на биологическом факультете ................................................................. 17
А.Г. Горшков. Здоровье как проблема валеологического образования ......................... 18
Б.С. Осипов. Здоровье человека как комплексная проблема ......................................... 19
В.А. Вертёлкин, С.Е. Харлов. Комбинированная методика оценки качества жизни человека, семьи, коллектива ................................................................................. 20
В.А. Панин, Е.А. Стальков. Валеология: наука и практика ............................................ 21
Раздел 2. ВОПРОСЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ......................................................................................................... 23
О.С. Гребенюк. О формировании валеологической парадигмы учителя ....................... 23
А.А. Арзуманов. Аспекты детской валеологии ................................................................ 24
Н.Г. Терехова. Психическое здоровье как предмет педагогической валеологии .......... 25
Т.И. Безуглая, В.Н. Клейменов. Система комплексной оценки психосоциальных характеристик дошкольника ............................................................................................ 26
С.П. Громова. Теоретико-методологические основы дошкольной валеологии ........... 28
П.Б. Волков, С.А. Волкова, Ю.В. Антонов. Педагогические условия приобщения детей дошкольного и младшего школьного возрастов к здоровому обазу жизни ....... 30
П.Б. Волков, С.А. Волкова, Ю.В. Антонов. Разработка валеологического стандарта как условие формирования нового содержания образования ........................................ 31
О.И. Дюбина. Эмоциональные механизмы личностного роста ..................................... 33
С.Р. Ясеновская, Е.М. Мельник. О работе валеолога в школе ....................................... 34
Е.Б. Красикова, Ю.П. Царевский. Психолого-валеологические аспекты реализации концепции ранней профессиональной ориентации школьников .................................. 35
Е.В. Иващенко, З.Г. Выпрынцева, С.В. Деревянко, Т.Л. Бабак. Структура программы валеологического образования детей дошкольного возраста ....................................... 35
Л.А. Захаренко. Факторы внутришкольной среды, влияющие на здоровье школьников ....................................................................................................................... 36
Л.И. Бабичева. Работа валеолога в вечерней школе ....................................................... 37
А.И. Синцева, Л.А. Ермохина. Оздоровительная программа детского сада: здоровый ребенок ............................................................................................................. 38
И.Д. Сергеева, В.В. Шуплецова. Валеологическая служба в средней школе ................. 39
Н.В. Борцова, Е.В. Конеева, Р.М. Симина. Валеологическое образование в специализированном дошкольном учреждении для глухих и слабослышащих детей .................................................................................................................................. 40
О.А. Журавлев. Психология виртуальных реальностей в вопросах психологического обеспечения воинской деятельности ................................................ 40
Н.Н. Кулькова. О формировании программ оздоровления ............................................ 41
В.М. Косьянок. Айкидо - путь гармонии человеческой жизни ...................................... 42
Л.П. Вишневская, А.Н. Красюкова. Валеологическая направленность в деятельности медицинских и педагогических учреждений г. Советска ..................... 43
Г.А. Шуляк. Профессиональная ориентация детей-инвалидов как важнейший этап социально-трудовой реабилитации ......................................................................... 44
С.В. Ковина. Три взаимосвязанных направления в воспитании здорового ребенка .... 45
Раздел 3. МЕДИЦИНСКИЕ И ПАРАМЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ВАЛЕОЛОГИИ ............................................................................................................... 47
А.А. Новицкий. Синдром хронического адаптивного перенапряжения и его влияние на состояние здоровья человека ...................................................................................... 47
В.Н. Клейменов. Принципы построения индивидуальных креативных программ здоровья ............................................................................................................................ 50
Г.Г. Кузьмин. Валеология - теория и практика формирования, сохранения и укрепления здоровья индивида ..................................................................................... 51
Т.П. Груничева, В.В. Лезина, Л.И. Двойрис. Пространственный аспект состояния здоровья новорожденных, беременных и родильниц г. Калининграда ......................... 52
И.В. Черкес. Медико-демографическая ситуация и здоровье детей .............................. 53
Ю.П. Царевский, Е.Ю. Чуркина. Эпидемиологический метод оценки популяционного здоровья населения .............................................................................. 54
Г.А. Шуляк. Методологические подходы к изучению проблем детской инвалидности .................................................................................................................... 55
В.А. Вертёлкин, Л.С. Рукин, А.В. Вертелкин. Демографическая и медицинская характеристика призывного контингента Калининградской области ........................... 55
Л.В. Высочина. Конституция человека и его здоровье ................................................... 56
Л.Г. Мишина. Ртутьзависимая интоксикация - экологическая патология ..................... 57
Г.А. Шуляк. Актуальные задачи медико-социальной адаптации детей при церебральных параличах ........................................................................................... 58
Т.П. Груничева, В.В. Лезина. Патология беременности, родов, новорожденных и профессия работающих женщин .................................................................................. 59
Т.Н. Серых, А.И. Синюшкин, В.В. Шуплецова. Пути повышения эффективности лечебно-реабилитационных программ для больных с язвенной болезнью желудка .... 60
Г.А. Шуляк. Детская инвалидность как медико-социальная проблема Калининградского региона .............................................................................................. 61
О.Г. Бугрова, Е.Л. Валькова. Экспрессия рецепторов лектинов на клетках слизистых оболочек здоровых и с урогенитальной инфекцией ..................................... 62
В.А. Бушля, М.М. Новиков. Причины дефицита массы тела у молодого пополнения Балтийского флота ....................................................................................... 63
А.Г. Гончаров, В.В. Шуплецова. Сравнительная характеристика иммунного статуса у жителей равнины и разных горных высот ................................................................... 64
М.И. Китаев, А.Г. Тохтобаев. Иммунный статус у коренных жителей разных горных высот .................................................................................................................... 65
О.Г. Бугрова, М.Г. Романцов, Л.П.Царевский. Интерфероны при иммунных дисфункциях ..................................................................................................................... 66
О.Г. Бугрова. Интерфероновый статус при сочетанных генитальных инфекциях ........ 67
О.Г. Бугрова, Е.Л. Валькова, Д.В. Макарова. Люминесцентно-цитохимическое выявление биогенных аминов в норме и патологии ...................................................... 68
В.В. Шуплецова, А.И. Синюшкин, И.Д. Соколова. Иммунокоррекция нарушений иммунитета у больных с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки ................... 69
Ж.Я. Орлова. Натуротерапия - составная часть программ оздоровления человека ..... 70
В.Н. Клейменов, А.И. Синюшкин. Учет межсистемных связей в создании лечебно-реабилитационных программ для больных с вертеброгенными болевыми синдромами ..................................................................................................... 70
П.Л. Кассин. Су-Джок система: оздоровительные и лечебные аспекты ....................... 71
В.С. Анисимов, С.В. Лашковский, Н.В. Лунина, А.С. Филичкин. Обезболивание при малых хирургических вмешательствах .................................................................... 72
А.В. Вертелкин. Возрастное распределение внезапной сердечной смерти у военнослужащих Балтийского флота как маркер физического здоровья ................... 73
С.В. Кошеляевский, А.Л. Салазкин, Т.А. Наниев, Г.Б. Рашников. Острый панкреатит: хирургическое лечение ..................................................................................................... 74
И.Г. Ецина. Психологические и психотерапевтические аспекты здорового образа жизни ..................................................................................................................... 74
О.Г. Бугрова, Л.П. Царевский. Сравнительно-диагностическая оценка полимеразной цепной реакции и метода иммунофлюоресценции при урогенитальных инфекциях ... 75
В.П. Васильева. Питание и здоровье в учениях Аюр-веды ............................................ 76
В.Н. Клейменов, Л.П.Царевский, С.Зальцман, Л.В. Высочина, А.Г. Гончаров. Питание - базовый компонент оздоровительных программ .......................................... 77
Н.Е. Полтавцева, И.Н. Полтавцев. Доступные возможности оздоровления организованного питания детей ...................................................................................... 78
Л.П. Царевский, П.Л. Кассин. Янтарно-светопунктурная Су-Джок терапия ................. 79
А.Ю. Анохин, С.Г. Слипченко. Валеологический подход в воспитании школьников ... 80
А.Ю. Анохин, В.А. Панин. Влияние занятий пешеходным туризмом на некоторые параметры сердечно-сосудистой системы у школьников .............................................. 81
Раздел 4. ТЕХНОЛОГИИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ .......................................................................................................... 84
В.К. Пельменев. Влияние занятий физической культурой и спортом на здоровье студентов .......................................................................................................................... 84
Т.В. Цымбалова, Н.Е. Лушев. Количественная оценка состояния здоровья и его оптимизация средствами физической культуры .................................................... 85
В.Г. Малиновский. Применение метода валеометрии для оценки физического состояния студентов ......................................................................................................... 85
И.Н. Полтавцев, Н.Е. Полтавцева. Особенности детской оздоровительной йоги ...... 86
А.А. Зайцев, В.Ф. Зайцева. Некоторые частные эффекты активизации вестибулярной системы на занятиях с детьми дошкольного возраста .......................... 87
Е.В. Иващенко, И.А. Ребезов, И. В. Батищева. Методика использования тренажеров на занятиях с оздоровительной направленностью ..................................... 88
Е.А. Диннер, О.Н. Богданова, Т.Н. Васильева, Н.Е. Полтавцева, Л.Н. Рудская. Сравнительный анализ влияния оздоровительной йоги и уроков физкультуры на зрительную память, мыслительные операции и самооценку младших школьников ....................................................................................................................... 89
В.И. Юшков, А.А. Никитина, В.И. Мартынова. Валеология и физическое воспитание в условиях вуза ............................................................................................. 90
Ю.С. Башкирцева. Западные программы физического и психического здоровья ........ 91
И.В. Батищева. Научно-методические аспекты оздоровительной тренировки велосипедистов ................................................................................................................. 92
И.Н. Полтавцев, Н.Е. Полтавцева. Интеллектуальная продуктивность и занятия йогой ................................................................................................................ 93
А.А. Зайцев. Значение упражнений для установки вертикального положения головы в оздоровительной физической культуре лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата ...................................................................................... 94
Н.И. Вильвовская, Н.В. Крюкова. Система коррекции физического и психоэмоционального развития, воспитания, оздоровления и профилактики заболеваний в детском доме ................................................................ 95
И.В. Мыльникова. Вопросы комплексной реабилитации детей с ДЦП ......................... 96
О.Б. Томашевская, И.А. Коростылева. Формирование физической культуры личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении ................................... 96
А.А. Никитина, В.И. Юшков. Валеология в преподавании физической культуры студенткам специального учебного отделения ............................................................... 97
И.Н. Полтавцев, Н.Е. Полтавцева. Влияние йога-тренинга на общее состояние здоровья детей .................................................................................................................. 98
Е.В. Иващенко, О.А. Таманова, И.А. Ребезов. Аэрофитнесс в системе оздоровительной рекреации женщин .............................................................................. 99
В.А. Панин, И.Н. Полтавцев, Н.Е. Полтавцева, Е.А. Стальков. Влияние уроков йога-тренинга на состояние сердечно-сосудистой системы .......................................... 100
И.Н. Полтавцев. Некоторые преимущества детских уроков йога-тренинга ................. 101
З.С. Кольберт, Н.И. Грабовая, Н.Т. Винокур. Опыт организации оздоровительной работы с тубинфицированными детьми ............................................ 103
-
ВАЛЕОЛОГИЯ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЕОЛОГИИ В РЕГИОНЕ .................................................................................................................... 3
П.П. Горбенко, А.А. Поваженко. Основные направления и перспективы развития валеологии ........................................................................................................ 3
Л.П. Царевский. Валеология на рубеже тысячелетий: принципы формирования валеологических образовательных и оздоровительных программ ................................ 4
С. Зальцман. Комплексная оздоровительная программа - оптимальное средство достижения максимального здоровья ............................................................................. 6
И.В. Паламарчук, И.В. Бычков. Система интегральной диагностики для формирования прoграмм оздоровления ................................................................... 7
И.А. Андреева, Н.Г. Тоцкая, А.М. Иванова. Влияние социально-биологических факторов на потребление лекарственных препаратов .................................................... 7
Т.П. Груничева, В.В. Лезина, Е.Б. Тюнякина. Вредные привычки и здоровье беременной, родильницы и новорожденного ................................................................. 8
О.Г. Бугрова. Валеологические аспекты детской гинекологии ..................................... 9
Г.А. Шуляк. Социологический подход к изучению контингентов детей-инвалидов .... 10
С.П. Соловьев. Экстремальные факторы в системе взаимодействия индивидуума и среды .............................................................................................................................. 11
М.А. Пыдер. Современный мир, качество жизни, здоровье человека и вечный вопрос "Что делать?" ........................................................................................................ 11
А.К. Головина, Е.У. Айдарханова. Вопросы деонтологии в валеологии ....................... 12
Д.И. Коростылев. Валеология в военном вузе ............................................................... 13
Л.А. Рябиченко. Валеологические принципы построения семьи ................................... 14
С.Г. Палий, В.А. Панин, Е.А. Стальков. Валеология - физиология процесса образования ...................................................................................................................... 15
В.А. Панин, Е.А. Стальков. Валеология и экономика .................................................... 16
В.П. Дедков, Б.С. Осипов, Л.П. Царевский. Система подготовки преподавателей по валеологии на биологическом факультете ................................................................. 17
А.Г. Горшков. Здоровье как проблема валеологического образования ......................... 18
Б.С. Осипов. Здоровье человека как комплексная проблема ......................................... 19
В.А. Вертёлкин, С.Е. Харлов. Комбинированная методика оценки качества жизни человека, семьи, коллектива ................................................................................. 20
В.А. Панин, Е.А. Стальков. Валеология: наука и практика ............................................ 21
Раздел 2. ВОПРОСЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ......................................................................................................... 23
О.С. Гребенюк. О формировании валеологической парадигмы учителя ....................... 23
А.А. Арзуманов. Аспекты детской валеологии ................................................................ 24
Н.Г. Терехова. Психическое здоровье как предмет педагогической валеологии .......... 25
Т.И. Безуглая, В.Н. Клейменов. Система комплексной оценки психосоциальных характеристик дошкольника ............................................................................................ 26
С.П. Громова. Теоретико-методологические основы дошкольной валеологии ........... 28
П.Б. Волков, С.А. Волкова, Ю.В. Антонов. Педагогические условия приобщения детей дошкольного и младшего школьного возрастов к здоровому обазу жизни ....... 30
П.Б. Волков, С.А. Волкова, Ю.В. Антонов. Разработка валеологического стандарта как условие формирования нового содержания образования ........................................ 31
О.И. Дюбина. Эмоциональные механизмы личностного роста ..................................... 33
С.Р. Ясеновская, Е.М. Мельник. О работе валеолога в школе ....................................... 34
Е.Б. Красикова, Ю.П. Царевский. Психолого-валеологические аспекты реализации концепции ранней профессиональной ориентации школьников .................................. 35
Е.В. Иващенко, З.Г. Выпрынцева, С.В. Деревянко, Т.Л. Бабак. Структура программы валеологического образования детей дошкольного возраста ....................................... 35
Л.А. Захаренко. Факторы внутришкольной среды, влияющие на здоровье школьников ....................................................................................................................... 36
Л.И. Бабичева. Работа валеолога в вечерней школе ....................................................... 37
А.И. Синцева, Л.А. Ермохина. Оздоровительная программа детского сада: здоровый ребенок ............................................................................................................. 38
И.Д. Сергеева, В.В. Шуплецова. Валеологическая служба в средней школе ................. 39
Н.В. Борцова, Е.В. Конеева, Р.М. Симина. Валеологическое образование в специализированном дошкольном учреждении для глухих и слабослышащих детей .................................................................................................................................. 40
О.А. Журавлев. Психология виртуальных реальностей в вопросах психологического обеспечения воинской деятельности ................................................ 40
Н.Н. Кулькова. О формировании программ оздоровления ............................................ 41
В.М. Косьянок. Айкидо - путь гармонии человеческой жизни ...................................... 42
Л.П. Вишневская, А.Н. Красюкова. Валеологическая направленность в деятельности медицинских и педагогических учреждений г. Советска ..................... 43
Г.А. Шуляк. Профессиональная ориентация детей-инвалидов как важнейший этап социально-трудовой реабилитации ......................................................................... 44
С.В. Ковина. Три взаимосвязанных направления в воспитании здорового ребенка .... 45
Раздел 3. МЕДИЦИНСКИЕ И ПАРАМЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ВАЛЕОЛОГИИ ............................................................................................................... 47
А.А. Новицкий. Синдром хронического адаптивного перенапряжения и его влияние на состояние здоровья человека ...................................................................................... 47
В.Н. Клейменов. Принципы построения индивидуальных креативных программ здоровья ............................................................................................................................ 50
Г.Г. Кузьмин. Валеология - теория и практика формирования, сохранения и укрепления здоровья индивида ..................................................................................... 51
Т.П. Груничева, В.В. Лезина, Л.И. Двойрис. Пространственный аспект состояния здоровья новорожденных, беременных и родильниц г. Калининграда ......................... 52
И.В. Черкес. Медико-демографическая ситуация и здоровье детей .............................. 53
Ю.П. Царевский, Е.Ю. Чуркина. Эпидемиологический метод оценки популяционного здоровья населения .............................................................................. 54
Г.А. Шуляк. Методологические подходы к изучению проблем детской инвалидности .................................................................................................................... 55
В.А. Вертёлкин, Л.С. Рукин, А.В. Вертелкин. Демографическая и медицинская характеристика призывного контингента Калининградской области ........................... 55
Л.В. Высочина. Конституция человека и его здоровье ................................................... 56
Л.Г. Мишина. Ртутьзависимая интоксикация - экологическая патология ..................... 57
Г.А. Шуляк. Актуальные задачи медико-социальной адаптации детей при церебральных параличах ........................................................................................... 58
Т.П. Груничева, В.В. Лезина. Патология беременности, родов, новорожденных и профессия работающих женщин .................................................................................. 59
Т.Н. Серых, А.И. Синюшкин, В.В. Шуплецова. Пути повышения эффективности лечебно-реабилитационных программ для больных с язвенной болезнью желудка .... 60
Г.А. Шуляк. Детская инвалидность как медико-социальная проблема Калининградского региона .............................................................................................. 61
О.Г. Бугрова, Е.Л. Валькова. Экспрессия рецепторов лектинов на клетках слизистых оболочек здоровых и с урогенитальной инфекцией ..................................... 62
В.А. Бушля, М.М. Новиков. Причины дефицита массы тела у молодого пополнения Балтийского флота ....................................................................................... 63
А.Г. Гончаров, В.В. Шуплецова. Сравнительная характеристика иммунного статуса у жителей равнины и разных горных высот ................................................................... 64
М.И. Китаев, А.Г. Тохтобаев. Иммунный статус у коренных жителей разных горных высот .................................................................................................................... 65
О.Г. Бугрова, М.Г. Романцов, Л.П.Царевский. Интерфероны при иммунных дисфункциях ..................................................................................................................... 66
О.Г. Бугрова. Интерфероновый статус при сочетанных генитальных инфекциях ........ 67
О.Г. Бугрова, Е.Л. Валькова, Д.В. Макарова. Люминесцентно-цитохимическое выявление биогенных аминов в норме и патологии ...................................................... 68
В.В. Шуплецова, А.И. Синюшкин, И.Д. Соколова. Иммунокоррекция нарушений иммунитета у больных с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки ................... 69
Ж.Я. Орлова. Натуротерапия - составная часть программ оздоровления человека ..... 70
В.Н. Клейменов, А.И. Синюшкин. Учет межсистемных связей в создании лечебно-реабилитационных программ для больных с вертеброгенными болевыми синдромами ..................................................................................................... 70
П.Л. Кассин. Су-Джок система: оздоровительные и лечебные аспекты ....................... 71
В.С. Анисимов, С.В. Лашковский, Н.В. Лунина, А.С. Филичкин. Обезболивание при малых хирургических вмешательствах .................................................................... 72
А.В. Вертелкин. Возрастное распределение внезапной сердечной смерти у военнослужащих Балтийского флота как маркер физического здоровья ................... 73
С.В. Кошеляевский, А.Л. Салазкин, Т.А. Наниев, Г.Б. Рашников. Острый панкреатит: хирургическое лечение ..................................................................................................... 74
И.Г. Ецина. Психологические и психотерапевтические аспекты здорового образа жизни ..................................................................................................................... 74
О.Г. Бугрова, Л.П. Царевский. Сравнительно-диагностическая оценка полимеразной цепной реакции и метода иммунофлюоресценции при урогенитальных инфекциях ... 75
В.П. Васильева. Питание и здоровье в учениях Аюр-веды ............................................ 76
В.Н. Клейменов, Л.П.Царевский, С.Зальцман, Л.В. Высочина, А.Г. Гончаров. Питание - базовый компонент оздоровительных программ .......................................... 77
Н.Е. Полтавцева, И.Н. Полтавцев. Доступные возможности оздоровления организованного питания детей ...................................................................................... 78
Л.П. Царевский, П.Л. Кассин. Янтарно-светопунктурная Су-Джок терапия ................. 79
А.Ю. Анохин, С.Г. Слипченко. Валеологический подход в воспитании школьников ... 80
А.Ю. Анохин, В.А. Панин. Влияние занятий пешеходным туризмом на некоторые параметры сердечно-сосудистой системы у школьников .............................................. 81
Раздел 4. ТЕХНОЛОГИИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ .......................................................................................................... 84
В.К. Пельменев. Влияние занятий физической культурой и спортом на здоровье студентов .......................................................................................................................... 84
Т.В. Цымбалова, Н.Е. Лушев. Количественная оценка состояния здоровья и его оптимизация средствами физической культуры .................................................... 85
В.Г. Малиновский. Применение метода валеометрии для оценки физического состояния студентов ......................................................................................................... 85
И.Н. Полтавцев, Н.Е. Полтавцева. Особенности детской оздоровительной йоги ...... 86
А.А. Зайцев, В.Ф. Зайцева. Некоторые частные эффекты активизации вестибулярной системы на занятиях с детьми дошкольного возраста .......................... 87
Е.В. Иващенко, И.А. Ребезов, И. В. Батищева. Методика использования тренажеров на занятиях с оздоровительной направленностью ..................................... 88
Е.А. Диннер, О.Н. Богданова, Т.Н. Васильева, Н.Е. Полтавцева, Л.Н. Рудская. Сравнительный анализ влияния оздоровительной йоги и уроков физкультуры на зрительную память, мыслительные операции и самооценку младших школьников ....................................................................................................................... 89
В.И. Юшков, А.А. Никитина, В.И. Мартынова. Валеология и физическое воспитание в условиях вуза ............................................................................................. 90
Ю.С. Башкирцева. Западные программы физического и психического здоровья ........ 91
И.В. Батищева. Научно-методические аспекты оздоровительной тренировки велосипедистов ................................................................................................................. 92
И.Н. Полтавцев, Н.Е. Полтавцева. Интеллектуальная продуктивность и занятия йогой ................................................................................................................ 93
А.А. Зайцев. Значение упражнений для установки вертикального положения головы в оздоровительной физической культуре лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата ...................................................................................... 94
Н.И. Вильвовская, Н.В. Крюкова. Система коррекции физического и психоэмоционального развития, воспитания, оздоровления и профилактики заболеваний в детском доме ................................................................ 95
И.В. Мыльникова. Вопросы комплексной реабилитации детей с ДЦП ......................... 96
О.Б. Томашевская, И.А. Коростылева. Формирование физической культуры личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении ................................... 96
А.А. Никитина, В.И. Юшков. Валеология в преподавании физической культуры студенткам специального учебного отделения ............................................................... 97
И.Н. Полтавцев, Н.Е. Полтавцева. Влияние йога-тренинга на общее состояние здоровья детей .................................................................................................................. 98
Е.В. Иващенко, О.А. Таманова, И.А. Ребезов. Аэрофитнесс в системе оздоровительной рекреации женщин .............................................................................. 99
В.А. Панин, И.Н. Полтавцев, Н.Е. Полтавцева, Е.А. Стальков. Влияние уроков йога-тренинга на состояние сердечно-сосудистой системы .......................................... 100
И.Н. Полтавцев. Некоторые преимущества детских уроков йога-тренинга ................. 101
З.С. Кольберт, Н.И. Грабовая, Н.Т. Винокур. Опыт организации оздоровительной работы с тубинфицированными детьми ............................................ 103
-
Проблеми вільного часу і дозвілля студентської молоді
ВСТУП 3
Розділ 1 6
ТЕОРЕТИЧНІ ОСНОВИ ВІЛЬНОГО ЧАСУ ТА ДОЗВІЛЛЯ 6
1.1. Концепції вільного часу та дозвілля 6
1.2. Основні теоретичні поняття 9
Висновки до 1-го розділу 15
Розділ 2 16
МЕТОДОЛОГІЧНІ І МЕТОДИЧНІ ЗАСАДИ ОПИТУВАННЯ НА ТЕМУ "ВІЛЬНИЙ ЧАС ТА ДОЗВІЛЛЯ СТУДЕНТСЬКОЇ МОЛОДІ" 16
2.1. Мета, завдання та гіпотези дослідження 16
2.2. Характеристика емпіричних понять 17
2.3. Обґрунтування вибірки 20
2.4. Методика проведення опитування 21
Висновки до 2-го розділу 23
Розділ 3 24
ОБРОБКА ТА АНАЛІЗ СОЦІОЛОГІЧНОЇ ІНФОРМАЦІЇ ЩОДО ДОЗВІЛЛЯ ТА ПРОВЕДЕННЯ ВІЛЬНОГО ЧАСУ СТУДЕНТАМИ 24
3.1. Обробка та узагальнення інформації 24
3.2. Аналіз та інтерпретація результатів 27
Висновки до 3-го розділу 29
ЗАГАЛЬНІ ВИСНОВКИ 30
СПИСОК ВИКОРИСТАНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 32
Додатки 34
ВСТУП
Актуальність теми. В сучасних умовах акцент розгляду дозвілля як категорії, що тільки відображає відпочинок та розваги, переміщається на поняття, яке наближується до змісту професійної діяльності. Розвиток потужної індустрії розваг та кількість людей, що залучена в ній, змушує придавати більше значення дозвіллю як певному виду праці для обслуговуючого персоналу. Крім того, збільшується кількість відпочиваючих людей. Машини, автоматизація та комп’ютерна техніка залишають людині все більше вільного часу. Сьогодні вже не треба боротися за виживання – соціальна політика багатьох країн надає можливість мінімального прожиткового мінімуму для всього населення. Як може реалізувати себе людина в таких умовах? На що вона має потратити свій вільний час? В умовах значного вивільнення людини від обтяжливої фізичної праці ця проблема культури дозвілля постає в сучасному суспільстві з нагальною актуальністю. В працях філософів і соціологів сучасності ці питання стали предметом широкого обговорення та аналізу.
Найвідомішими дослідниками проблем вільного часу і дозвілля були Ж. Фурастьє, Ж. Дюмазед’є (Франція), К. Робертс, С. Паркер (Великобританія), М. Коплан, Дж. Робінзон (США). В колишньому Радянському Союзі ще у 30-і роки ХХ ст. початок вивченню питань вільного часу поклав С. Струмилін. Другій етап дослідження вільного часу в СРСР розпочався в кінці 50-х років. Під керівництвом Г.А. Пруденського були проведені дослідження вільного часу в Москві і Новосибірську. В 60 – 80-і роки спеціальні дослідження проблем вільного часу мали місце в Донецькій, Харківській, Миколаївській, Полтавській та Волинській областях.
В сучасній Україні дослідження дозвілля становить предмет окремої галузі – соціології вільного часу та дозвілля. В різних аспектах культури дозвілля дану тему розробляли Ю.П. Івасюк (проблема сімейного дозвілля в Україні), І.В. Каташинська (трансформація дозвілля в сучасному соціокультурному просторі), В.В. Кірсанов (дозвілля як предмет наукового дослідження), О.Р. Копієвська (розвиток культурно-дозвіллєвої діяльності як складової культурної політики держави), Т.О. Нельма (умови розвитку культури вільного в сучасному українському суспільстві), С.А. Рижкова (етика культури дозвілля), І.В. Петрова (специфіка дозвіллєвої роботи з дорослими), Л.О. Поліщук (роль дозвілля у духовному розвитку особистості), Л.О. Сморж (робота і дозвілля в життєдіяльності людини). Вагомий внесок в розроблення цієї тематики зробила відомий український соціолог Н.М. Цимбалюк (інституційна модернізація культурно-дозвіллєвої сфери в Україні). Головним напрямом даних робіт стало вивчення дозвілля як однієї із сфер життєдіяльності людини, що разом з трудовою діяльністю становить цілісне соціальне утворення.
Дозвілля молоді і зокрема – студентській молоді не піддано такому ретельному дослідженню. Мабуть вважається, що студентський вік як і вік будь яких молодих людей – це період несерйозного ставлення до життя, переважання відпочинку перед працею. Однак, дослідження українських психологів показують зворотну картину. Відомо, що у студентів, особливо у перші роки навчання, перехід до нових соціальних умов викликає активну мобілізацію, а потім виснаження фізичних резервів організму. Вступивши до вузу, студент опиняється у нових соціальних і психофізіологічних умовах.
Одним з найбільш патогенних факторів навчального процесу є емоційний стрес в поєднанні з довготривалою гіподинамією. Відсутність наукової організації навчальної діяльності студентів вузів, надлишкове робоче напруження, хронічний негативний емоційний стрес можуть викликати зниження внутрішньої організованості психічних процесів, зниження пам’яті, погіршення мислення, зниження точності практичних дій, послаблення активності та зниження працездатності у студентів. За таких обставин проблема вільного часу студентської молоді, її відпочинку та якісного дозвілля повинна висуватися на перший план і досліджуватися більш прискіпливо.
Об’єкт дослідження – вільний час студентської молоді України.
Предмет дослідження – орієнтації студентів на форми прояву та види дозвіллєвої діяльності.
На досягнення мети дослідження та підтвердження висунутої гіпотези спрямовані наступні завдання:
1. Узагальнити концептуальні положення стосовно основних понять соціології вільного часу та дозвілля.
2. Виявити та проаналізувати орієнтації студентської молоді стосовно переважаючих в їх середовищі форм дозвілля та вільного часу
3. Визначити якісні характеристики дозвілля та відпочинку студентів, надати пропозиції з їх покращення у навчальному закладі.
Методи. В даному дослідженні застосовувалися наступні методи: загальнонаукові – аналіз, синтез, узагальнення, систематизація, порівняння, аналіз наукової літератури з відповідної тематики; специфічні – спостереження, анкетування, бесіда, інтерв’ю.
Робота складається з вступу, трьох розділів, висновків до них, загального висновку та пропозицій, списку використаної літератури.
ЗАГАЛЬНІ ВИСНОВКИ ТА ПРОПОЗИЦІЇ
Дозвілля як вся сфера вільного часу в сучасній Україні зазнає значних змін та трансформацій. Внаслідок ряду соціально-економічних та культурних факторів відбувається збільшення обсягу вільного часу у людей, його зміщення у бік примітивізації, пасивності та індивідуалізації.
Студентство як велика соціальна група випробує на собі вплив суспільних чинників та тенденцій в зміні характеру дозвіллєвої сфери. По-перше, має місце пріоритет пасивних форм відпочинку, переважання споглядальних його форм, небажання проявляти творчість, активність, ініціативність. По-друге, дозвілля і вільний час спрямовані в основному на індивідуалізацію – задоволення власних потреб і одночасному ігноруванні громадських і суспільних проблем, небажання реалізувати себе як активна публічна особа.
Вільний час студента, як правило, обмежений вузьким колом друзів, вимушеним спілкуванням з ними на низькоінтелектуальному, але високоемоційному рівні. Відсутність достатнього вільного часу та обмежені матеріальні ресурси не дають широких можливостей для них займатися більш творчими та змістовними формами проведення дозвілля: участю в гуртках, секціях, клубах, спортивних секціях, мати якесь інтересне та змістовне хобі. Проведене дослідження показало, що практично жоден студент не показав свою прихильність до такого роду занять.
Значним фактором у формуванні вільного часу студентів виступає обсяг та складність навчальної програми ВНЗ. Студенти витрачають значний час для виконання завдань на самопідготовку, для підготовки до екзаменів та заліків. Разом з цим, виявлене певне психологічне і фізичне напруження, яке відчувають на себе студенти в процесі навчальної діяльності. Вони змушені більше часу витрачувати на своє функціональне відновлення, віддавати перевагу пасивним формам відпочинку, ухилятися від додаткового напруження, яке завжди виникає при здійсненні активної творчої та ігрової діяльності.
Основними видами проведення дозвілля виступають спілкування в колі друзів, перегляд телевізора, прослуховування радіо, музики, малорухомі ігри, ігри на комп’ютері. З такими формами проведення вільного часу тісно пов’язано спілкування з друзями та знайомими через мережу Інтернет, мобільний зв'язок. Воно може мати значну тенденцію до поширення, тому що увібрало в себе практично усі ознаки проведення дозвілля сучасною молоддю.
Враховуючи вищенаведене можна запропонувати наступні пропозиції для осіб, що працюють в даній сфері:
1) Важливе значення для зміни поглядів студенства в бік більш активного, творчого та змістовного відпочинку повинна мати пропаганда державою відповідних видів дозвілля через засоби масової інформації, засоби комунікації та друковані видання у ВНЗ, особистий приклад та участь викладацького складу в таких заходах.
2) Більше організовувати в системі культурно-освітньої та виховної роботи інституту культурних заходів із залученням високопрофесійних майстрів культури і мистецтва, розвиток шефської діяльності з боку місцевих культурних і мистецьких установ.
3) Активізувати роботу із залученням студентів до художньої самодіяльності, проведення КВН, членства в спортивних та туристичних гуртках та клубах. Продумати систему заохочень студентів до творчої діяльності, їх відзначення за успіхи.
4) Розповсюджувати передовий досвід студентів, які добре вчаться і при цьому знаходять час приймати активну участь у громадському, культурному, спортивному житті ВНЗ, підтримувати та заохочувати таких осіб.
5) Продумати питання вдосконалення психологічного супроводу навчального процесу, організовувати та проводити комплекс занять, тренінгів з саморегуляції психічного стану, попередженню та нейтралізації стресу, увести в практику заняття в тренінгових групах з проведення рольових ігор, релаксації.
6) Більш рішуче вести боротьбу зі шкідливими звичками в студентському середовищі, пропагувати здоровий образ життя.
Cгенерировано за 0.141878 секунд
|
Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів! На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету.
Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.
|
|