Вступление 3 1. МЕТАФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ: УЧЕНИЕ О ПРИЧИНАХ И НАЧАЛАХ БЫТИЯ И ЗНАНИЯ 4 2. КРИТИКА АРИСТОТЕЛЕМ ПЛАТОНОВСКОГО МИРА «ИДЕЙ» 11 3. ОСНОВИ СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОГО МИРА АРИСТОТЕЛЯ 19 Выводы 26 Литература. 27 Вступление Аристотель – выдающийся древнегреческий философ – внес значительный вклад в понимание устройства мироздания, основ бытия. Его ”первая философия”,
как он ее сам называл, объясняла мир на основании целого ряда умозаключений и являла собою сис
тему пояснения всего, что существует в мире. Исследуя такие явления
как человек, душа, разум, познание, Аристотель заложил основы такой науки о человеке,
как психология. Способы
познания мира, которые отобразил Аристотель в своих работах, стали теоретической и
методологической основой для современных теорий отображения, а также исходящей точкой в научных исследованиях мышления
как психологической категории. Аспекты ”сверхчувствительного
мира” Аристотель подробно изложил в своих многочисленных произведениях, а особенно – в ”Метафизике”. Выводы Сверхчувственный мир
Аристотеля – это тот же мир, в котором живет обычный человек. Однако пояснение основ этого
мира – его сущности, первопричин – находится далеко за сферой чувственного
познания людей и основывается на логичных конструкциях высокой абстракции. Важнейшим пунктом аристотелевской философии является его стремление преобразовать сократо-платоновскую философию
познания в теорию, объясняющую мир явлений. Он был убежден, что задача науки может быть разрешена только посредством намеченного Сократом пути – посредством
познания, состоящего из понятий, а не чувственного восприятия. Аристотель указывает на несостоятельность
мира ”идей” Платона. Он видит ошибку в том, что Платон с самого начала приписал идеям самостоятельное существование, отдельное от чувственного
мира. Эта трансенденция идей, которая в сущности ничто иное,
как повторение эмпирического
мира, за Аристотелем, должна быть отброшена: идеи не должны приниматься,
как нечто отличное от вещей, доступных восприятию,
как нечто существующее отдельно от этих вещей. Слабость Платона,
как и его величие, по мнению
Аристотеля, заключается именно в его теории двух миров; основная же мысль философа та, что сверхчувствительный мир идей и мир – тождественны. ∞
См. работу «Метафизика Аристотеля как учение о сверхчувствительном мире»