Меню

Реклама

TOP реферати

Від партнерів

Цікаве

Тема: «Социальные функции этнических стереотипов » (ID:9589)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
СкачатьСкачать работу..
Объем работы:       3 стр.
Размер в архиве:   14 кб.

Социальные функции этнических стереотипов


План





1. Понятие этнического стереотипа


Одним из элементарных психологических образований является стереотип. В психологии это понятие обозначает
устойчивое, эмоциональное по своей природе психическое образование, в упрощенной форме отражающее некоторый
достаточно сложный факт действительности. Выступая в названном качестве, стереотипы являются чувственно
окрашенными социальными образами, которые объединяют в себе социальный и психологический опыт общения и
взаимоотношения людей. Психологический механизм возникновения этнического стереотипа в сознании —
некритическое усвоение — сам по себе предполагает возможность качественного различия стереотипов, которые
могут быть более или менее близкими к истине и могут быть ложными, неузнаваемо искажающими объект своего
отражения. Если измерять стереотипы критериями научной истины и строгой логики, то их придется признать крайне
несовершенными средствами мышления. И тем не менее стереотипы существуют и широко используются людьми, хотя
они и не осознают этого. В зависимости от характера объекта и его места в социальной структуре вырабатываются,
например, групповые, профессиональные и возрастные стереотипы. В качестве объектов стереотипизации нередко
выступают обобщенные и упрощенные образы таких групп. В основу национального или этнического стереотипа обычно
ложится какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос или выдающиеся
скулы, форма головы, рост и т.д.). В основе стереотипа может быть и какая-либо типичная черта в характере и
поведении (молчаливость, жестикуляция, сдержанность, скупость и т.д.).

Помимо этого, в содержании этнического стереотипа может присутствовать и предписание к действию в отношении
людей данной национальности.



2. Виды этнического стереотипа


Этнический стереотип подразделяется на два вида: автостереотипы и гетеростереотипы.

Автостереотипы — это мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями.
Обычно автостереотипы содержат комплекс положительных оценок.

Гетеростереотипы — совокупность оценочных суждений, выносимых о других народах представителями данной
этнической общности.

В отличие от автостереотипов, гетеростереотипы могут быть как положительными, так и отрицательными, в
зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. Этнический стереотип содержит в себе
устойчивое ядро, определенный комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его
историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках. Другой частью этнического стереотипа,
помимо ядра, является ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа.
Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных
отношениях. Адекватность содержания этнических стереотипов чрезвычайно проблематична. Таким образом, следует
полагать, что этнический стереотип — это отражение прошлого и настоящего, негативного и позитивного опыта
взаимоотношения народов, особенно в таких сферах деятельности, как торговля, сельское хозяйство, то есть там,
где ярче всего проявляются психические особенности межличностных отношений.

Национальный стереотип этнической или национальной группы предполагает наличие определенной черты у всех
представителей. Это недифференцированное суждение неизбежно содержит в себе — скрыто или явно — определенную
оценку. Согласие по поводу такой оценки делает стереотипы одинаковыми для всех членов группы, а использование
негативного оценочного стереотипа становится в определенных условиях своего рода «хорошим тоном». Особо
следует отметить исключительную устойчивость стереотипа. Широко распространенный в Италии стереотип русского
представляет собой, по свидетельству итальянского публициста Энцо Рава, романтический образ доброго и
самоотверженного человека, навеянный произведениями Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского и подкрепленный участием
русских в итальянском движении Сопротивления в годы второй мировой войны. Свойства национальных стереотипов
были выявлены достаточно давно, что сделало их, помимо всего прочего, и инструментом политики. Дело в том, что
характер стереотипа, его качество в значительной степени определяются теми социальными задачами, к
осуществлению которых стремятся его носители. Так, национальные и этнические стереотипы выступают как средство
поддержания существующего порядка, но иногда превращаются в средство протеста против этого порядка и
способствуют его ослаблению. Политическим целям служат стереотипы, возникающие и функционирующие в отношениях
дискриминирующей и дискриминируемой нации. Дискриминирующая нация, как правило, создает, распространяет и
поддерживает стереотипы своих представителей в виде образа людей более способных, более ответственных, более
храбрых, более справедливых, чем представители дискриминируемых наций. Однако навязать такой стереотип
общественному сознанию дискриминируемой нации удается далеко не всегда. Гораздо чаще случается так, что
дискриминируемая нация сама создает стереотипы своего «дискриминатора» в виде извращенного образа жестокого и
безжалостного, бессовестного, хитрого и несправедливого человека. Так, украинские думы содержат в себе
стереотипы, функционировавшие в сознании наших предков; русский былинный эпос донес до нас стереотип «злого
татарина»; в эстонском эпосе четко прослеживается стереотип безжалостного прибалтийского барона-немца; в
восточных поэмах Байрона мы находим стереотип «жестокого турка», каким его представляли себе порабощенные
греки. Очевидно, что недооценивать значимость таких стереотипов для сознания масс нельзя.

В процессе формирования стереотипа зачастую наблюдается так называемое «явление призмы». Оно заключается в
том, что у человека возникает установка по отношению к представителю другой этнической общности на основании
его опыта общения либо уже существующей установки к данному этносу. Другими словами, он смотрит на
представителей другой этнической группы через призму имеющейся установки, которая сложилась по отношению к
другим членам отождествляемого этноса. «Явление призмы» в большинстве случаев препятствует объективной оценке
ситуации, если в ней участвуют представители иных этнических групп.



3. Роль этнической стереотипизации жизни общества


Работающий по методике К.Г. Юнга американский аналитик Эдвард Уитмонт отмечает, что «человеческая проблема
держится на том факте, что наши основные инстинктивные побуждения поляризованы — они включают как социальные,
так и антисоциальные влечения — стремление предоставлять и получать взаимную поддержку соседствует с
тенденцией к зависти, жадности и враждебной деструктивности». С другой стороны, важным элементом является
страх. Величайший страх вызывает у человека само предположение о том, что он подвержен инстинктивным
устремлениям, что влечет за собой страсть к причинно-следственному объяснению самого себя и внешнего мира, в
котором он живет. Так, К.Г. Юнг отмечал, что инстинкт приручен, одомашнен, но основной мотив уже не виден под
множеством рациональных покрывал. Иногда даже кажется, что никаких инстинктов у нас больше не осталось.
Глубинно-психологический подход к психологии этнических конфликтов может внести существенный эффект в суть
многих решений. «Например, — отмечает В. Зеленский, — если в конфликтной ситуации мощной силой выступает
архетип «козла отпущения», то противоборствующие стороны могут со всей энергией стремиться к тому, что они
рассматривают в качестве взаимной проблемы — например, территориальный спор — но не учитывать при этом скрытую
значимость архетипической составляющей спора. Вполне возможно, что в результате будет достигнуто какое-либо
соглашение, однако, если скрытая тенденция к поиску «козла отпущения» не будет разрешена, то неизбежно следует
ожидать повторения спорной ситуации в другой форме. Или же с новой силой может вспыхнуть старый спор — даже
спустя много лет после достигнутого соглашения в таких ситуациях то, что противоборствующие стороны
рассматривают как проблему, в действительности является симптомом. И до тех пор, пока скрытая динамика
архетипа «козла отпущения» не будет осознана, взаимная неприязнь неизбежно сохранится. Используя
глубинно-психологический подход, обе стороны смогли бы увидеть, что они сидят по одну сторону стола
переговоров и решают свою общую проблему — хронический конфликт, возникший на почве взаимной идентификации с


Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів! На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету.

Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Замовити реферат

Оновлення

Реклама

Від партнерів