Меню

Реклама

TOP реферати

Від партнерів

Цікаве

Тема: «Класифікція конфліктів в організації » (ID:8808)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
СкачатьСкачать работу..
Объем работы:       3 стр.
Размер в архиве:   11 кб.

Класифікція конфліктів в організації


План




Вступ


Жизненная практика показывает, что межличностные отношения часто связаны с конфликтами. Конфликты являются
неотъемлемой составляющей человеческих отношений и они закономерны. Когда две стороны находятся в контакте,
то независимо от причины их взаимодействия, всегда существует вероятность возникновения конфликта. Они могут
согласовывать свои противоречивые позиции при достижении совместной цели; иметь разногласия по поводу самих
целей, к которым им следует вместе стремиться, или оказаться в разладе из-за каких-то личностных
противоречий, агрессивных нападок друг на друга, предшествующего негативного опыта и т. п.

Любому современному человеку важно обладать знаниями об общих особенностях развития конфликтного процесса и
навыками его эффективного управления.

В социальной психологии пока нет общепризнанного определения понятия конфликта. Некоторые специалисты
рассматривают конфликт как противоречие между работниками из-за несовместимости их потребностей, мотивов и
целей деятельности, отношений и взглядов, психологического склада.



1. Суть і функція конфлікту


Социально-психологический конфликт как предмет познания можно определять с личных сторон. Конфликт, даже
внутриличностный — чаще всего явление межличностных и групповых отношений. Функциональная роль конфликта
обусловлена необходимостью и целесообразностью изменений в межличностных отношениях, в их иерархической
структуре, статусе личности, социально-психологическом климате группы, ценностных ориентациях членов группы и
т. п.

С точки зрения сущности этих отношений, конфликт есть проявление противоборства, т. е. активного столкновения
принципов, мотивов, установок, эталонов поведения. С точки зрения целей, конфликт отражает желание людей
утвердить свою позицию, их поступки, т. с. самоутвердиться. С точки зрения состояния межличностных отношений,
конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном, поведенческом уровне.
Деструкция будет носить временный (в случае разрешения конфликта) или длительный (в случае неразрешимости
конфликта) характер.

Если рассматривать субъекты конфликта, то их можно определить как своеобразную форму коммуникации в системах:
человек — человек; человек — группа; человек — часть группы; часть группы — часть группы; группа — группа.

Если рассматривать конфликт с позиций эмоционально-мотивационных состояний конфликтующих личностей, то его
можно определить как эмоционально насыщенную реакцию, одновременно защитную и ответную на неблагоприятные
травмирующие личность ситуации, на препятствия в достижении каких-либо целей (фрустрацию), на стресс и т. п.

Развитие конфликта можно рассматривать как интеллектуальный процесс решения мыслительной задачи, так как он
связан с возникновением проблемы, созданием проблемной ситуации, принятием решений, решением возникшей
проблемы алгоритмизированным (по правилам) способом или в большей мере интуитивным.

С результативной стороны конфликт выступает как дезинтегрирующая сила человеческих отношений, а его
преодоление — как интегрирующая.

В тактическом плане регулирования- межличностных отношений конфликт — одно из крайних средств изменения.

С этической стороны конфликт представляет со-•бой социально нежелательный вариант проявления человеческих
противоречий. Но внутриличностный конфликт, как противоречие между новыми сформированными потребностями и
возможностями их удовлетворения, как противоречие между сложившейся системой ценностных ориентации личности и
новыми требованиями социальной среды, является движущей силой психологического развития личности (и в сторону
прогресса, совершенствования, и в сторону регресса, девиаций, делинквентности личности).

При всем многообразии эмпирических и теоретических подходов к проблеме конфликта, вырисовывается достаточно
устойчивая схема, основанная на определении сущности конфликтогенных факторов. Методологически центральным
здесь выступает представление

о том, что возникновение конфликта обусловлено осознанной несовместимостью индивидуальных намерений и
интересов противоборствующих сторон. Такой подход к пониманию истоков конфликта распространен под названием
мотивационной концепции конфликта.

Альтернативная мотивационной, когнитивная концепция происхождения межличностного конфликта усматривает его
причину в противоречивости познавательных стратегий, используемых сторонами при решении обоюдозначимых
проблем. Определения конфликта, предлагаемые в русле мотивационного подхода, подчеркивают роль субъективных
факторов в детерминации конфликтного взаимодействия.

Конфликт, объективным признаком которого является столкновение несовместимых действий, т. е. таких, которые
направлены на пресечение, срыв, обструкцию других действий, является характеристикой не ситуации, а
межличностных отношений. Решающее условие вступления в конфликт — это не столько сам

по себе факт несовместимости действий, сколько восприятие несовместимости, и тогда конфликт становится
психологической реальностью.

Конфликт как неотъемлемый элемент социального бытия личности и группы может выполнять и выполняет две
функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную). Поэтому цель, согласно большинству
современных западных авторов, состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы
найти способ сделать его продуктивным.

В общем плане возможность конфликта выполнять конструктивную функцию связывается с тем, что конфликт
предотвращает «застой» и «омертвление» индивидуальной и групповой жизнедеятельности и стимулирует их
движение вперед. Конфликт объективизирует источник разногласия и тем самым позволяет устранить его. Кроме
того, поскольку основой возникновения всякого конфликта является отрицание предшествущих отношений между
сторонами, способствуя созданию новых условий, конфликт одновременно выполняет и адаптирующую функцию.
Позитивные последствия конфликта для отдельного человека могут состоять и в том, что посредством его будет
изжита внутренняя напряженность, разрешена фрустрирующая ситуация. В этом смысле конфликт рассматривается
как одно из средств самоутверждения и самоиспытания личности, поскольку позволяет каждому участнику испытать
на опыте свои способности и активно их использовать.

Межгрупповой конфликт, предполагающий угрозу извне, есть необходимая предпосылка внутригруппо-вой солидарности
индивидов, отвечащих единством на внешнюю опасность. Таковы «группоинтегрирующие» последствия интергрупповых
столкновений. Аналогичны «стабилизационные» последствия у внутригруппо-вого конфликта, который ориентирует
членов группы на защиту ее единства, причем борьба против «раскольников» интенсифицирует сплочение
индивидов.

Деструктивным конфликт является в том случае, если его участники недовольны исходом конфликта и чувствуют, что
«что-то потеряли». Если же все участники удовлетворены и что-то получают в результате конфликта, то конфликт
продуктивен. Одна из главных задач изучения конфликта — выявление факторов,

определяющих развитие конфликта по конструктив- . ному или деструктивному типу.

В качестве основы для решения данной задачи можно использовать принципы закона социальных отношений,
согласно которому характерные процессы и эффекты, обусловленные данным типом социального отношения
(кооперативным или конкурентным), имеют тенденцию усиливать вызвавший их тип социального отношения. В этом
случае конфликт между сторонами, находящимися в кооперативной взаимосвязи, менее разрушителен, нежели имеющий
место между участниками конкурентного процесса. Течение и способы разрешения деструктивного и конструктивного
конфликта существенно различны, как различны породившие их типы социальной взаимосвязи. Отличительной чертой
деструктивного конфликта, предполагающего конфронтацию сторон, является тенденция к расширению и эскалации. В
результате такой конфликт нередко становится независимым от породивших исходных причин и может продолжаться и
после того, как эти причины уже исчерпаны, обесценены или забыты. Расширение конфликта осуществляется по
разным направлениям: вовлечение новых участников;

увеличение затрат — предположительных и действительных — конфликтных сторон; интенсификация отрицательного


Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів! На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету.

Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Замовити реферат

Оновлення

Реклама

Від партнерів