Меню

Реклама

TOP реферати

Від партнерів

Цікаве

Тема: «Психология. Ответы на вопросы» (ID:33421)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
СкачатьСкачать работу..
Объем работы:       14 стр.
Размер в архиве:   781 кб.

Заказ 415. Психология




Ответы на вопросы СОДЕРЖАНИЕ






1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ИГРОЙ


1.1. Общая характеристика старшего дошкольного возраста


Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа
проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических
функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

Внимание. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Переломный момент в развитии внимания
связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на
определенных предметах. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении
всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно
сосредоточиться на однообразной и неинтересной деятельности; и напротив – в процессе интересной для них игры
внимание может быть достаточно устойчивым.

Память. Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Одним из основных
достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого
запоминания можно отметить в возрасте 4-5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6-7 годам. Во
многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить
необходимые сведения является одним из условий достижения успеха.

Воображение. Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм отмечается и в отношении такой
психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием
которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей. В старшем дошкольном возрасте
замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми
предметами.

Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей характерны
попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя эти попытки не всегда достаточно успешны, анализ
деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их
взаимного расположения.

Мышление. Конец дошкольного периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления –
наглядно-схематического мышления. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития является
схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения. К 6-7 годам
ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное
мышление, наглядно-образное и логическое.

Мотивационная сфера. В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система
соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению ребенка. К старшему дошкольному возрасту
происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка
снижается, в то же время ребенок становится более активным в поиске новой информации.

Общение и самооценка. Основой первоначальной самооценки является овладение умением сравнивать себя с другими
детьми. Для шестилетних детей характерна в основном недифференцированная завышенная самооценка. К
семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка себя
в сравнении с другими сверстниками.

Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6-7 лет, можно заключить, что на этом
возрастном этапе дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающем расчлененное
восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. У ребенка формируется определенный объем знаний
и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно
побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать
свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои
действия на основе усвоения общественных норм поведения. Его поведение характеризуется наличием
сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной
оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.


1.2. Организация наблюдения


Цель: определить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Выявить психические новообразования, которые свойственны ребенку этого возраста (способность к творчеству,
сотрудничеству, моральные барьеры) .

2. Определить степень развития психологических свойств дошкольника (воображение, внимание, речь).

3. Сравнить полученные результаты с нормативными данными и внутри группы дошкольников.

Объект наблюдения: группа дошкольников старшего возраста в количестве 4-х человек: Алина – 5 лет; Максим – 5,5
лет, Саша – 5,5 лет, Таня – 5 лет.

Способ наблюдения: невключенное, кратковременное.

Место наблюдения: игровая комната детского сада.

Игрушки: куклы – 3 шт., строительный конструктор – 1 компл., игрушечные автомобили – 3 шт., тематические
наборы "Кухня", "Бензозаправка" – по 1 компл.

Для фиксации наблюдаемых явлений была использована Карточка наблюдения (табл. 1). В ней применены следующие
обозначения: 0 – низкая степень развития наблюдаемого психологического признака; 1 – средняя степень; 2 –
психологический признак развит сильно.

Наблюдение проводилось с 9.30 до 10.30 25 сентября 2009 года. Образовательное дошкольное учебное заведение –
детский сад № 112 г. Киева.


Таблица 1.

Карточка наблюдения за действиями старших дошкольников в ходе игры



Наблюдаемый признак и критерии оценивания

Алина

Максим

Саша

Таня

1.

Внимание:






Характеристика реакций на обращение к нему других лиц

("–" – не реагирует, "+" – реагирует)


Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів! На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету.

Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Замовити реферат

Оновлення

Реклама

Від партнерів