Меню

Реклама

TOP реферати

Від партнерів

Цікаве

Тема: «Тенденции развития мирового хозяйства в конце XX в.» (ID:11245)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
СкачатьСкачать работу..
Объем работы:       10 стр.
Размер в архиве:   30 кб.

Тенденции развития мирового хозяйства в конце XX в.










Анализ тенденций, которые появились в конце ХХ в., позволяет заглянуть в будущее, увидеть некоторые возможные
черты грядущего XXI столетия, хотя и надо отдавать себе отчет в том, что предвидение — это область, где
делается больше всего ошибок.





Постиндустриализация как основная тенденция в современной мировой экономике


Начавшаяся в середине XX в. в развитых странах постиндустриализация набирает силу и, вероятно, будет
оставаться главной тенденцией в мировой экономике начала XXI в., распространяясь на все страны.
Постиндустриализацией называется переход от индустриального общества к постиндустриальному.

Основная часть истории человечества приходится на доиндустриальное (традиционное) общество, для которого
характерно преобладание первичного сектора в экономике (сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство).
Первичный сектор до сих пор доминирует в экономике многих наименее развитых стран.

Процесс активной индустриализации, начавшийся в XVIII в., закончился в развитых странах примерно в первой
половине XX в., в большинстве постсоциалистических и некоторых развивающихся странах — ближе к концу XX в.
Главным сектором индустриальной экономики стал вторичный (промышленность и строительство).

Хотя во многих развивающихся странах еще продолжается активная индустриализация, для современного мира
характерно быстрое увеличение доли третичного сектора (услуг) в экономике. Так, в России в третичном секторе
уже работает более половины всех занятых, а численность занятых во вторичном секторе перестала расти еще в
70-80-е гг. (в 90-е гг. она даже сокращалась). В США в третичном секторе занято 75% работающих.

Причем быстрый рост этого сектора происходит прежде всего за счет науки и научного обслуживания, образования,
культуры и искусства, здравоохранения и физической культуры, жилищно-коммунального хозяйства и бытового
обслуживания, социального обеспечения, индустрии отдыха. В России в этих отраслях (у нас они часто называются
научными и социально-культурными отраслями) занято уже 1/2 работающих (в 1970 г, — около 1/5). Общим для
данной группы отраслей третичного сектора является то, что по сравнению со многими другими отраслями сферы
услуг (транспорт и связь, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки, кредитование, финансы и
страхование) они больше ориентированы на производство и распространение знаний и обслуживание людей, чем на
обслуживание отраслей материального производства. Крупными отраслями сферы услуг остаются и те, что
традиционно ориентировались преимущественно на обслуживание людей — это торговля и общественное питание,
государственное управление (включая «силовые» ведомства).

В доиндустриальном (традиционном) обществе главным экономическим ресурсом были природные ресурсы, прежде
всего сельскохозяйственные угодья (земля). Экономические отношения строились в основном вокруг владения
землей и ее обработки. В индустриальном обществе главным ресурсом стал капитал, как в реальной форме (средства
производства), так и в денежной. Экономические отношения здесь строятся во многом на базе владения и
использования этого капитала.

В постиндустриальном обществе основными ресурсами становятся знания и труд. Экономические отношения во многом
определяются способностями вырабатывать и использовать новые знания. Отсюда огромное внимание к производству
знаний (науке) и носителям этих знаний (высокообразованной творческой и физически здоровой рабочей силе).
Интеллектуальное развитие общества становится необычно важной предпосылкой хозяйственной жизни, а сама эта
жизнь во многом определяется постоянными нововведениями (инновациями). Повышенное внимание к знаниям,
информации приводит к тому, что постиндустриальное общество часто называют информационным.

Особенности будущей экономики

Важнейшими чертами постиндустриальной экономики являются:

• изменение структуры производства и потребления (преимущественно за счет возрастания роли услуг). Так, уже в
начале 90-х гг. в структуре производства ВВП услуги стали преобладать над товарами, а в структуре
потребительских расходов населения доля услуг сейчас составляет около 1/6 и имеет тенденцию к дальнейшему
росту. Растет доля услуг и во внешнеторговом обороте: она возросла с 12% в начале 90-х гг. до 20% в конце
90-х гг. Одновременно идет изменение структуры секторов экономики, причем это изменение происходит не только
внутри сферы услуг (см. выше), но и в сфере материального производства. Это, прежде всего рост в первичном и
вторичном секторах тех отраслей, которые относятся к наукоемким (в них доля расходов на НИОКР составляет не
менее 3,5-4% от объема продаж, а доля занятых в НИОКР — не менее 2,5-3% от всех занятых в отрасли).
Увеличивается и доля их продукции в мировой торговле;

• рост уровня образования, прежде всего за счет послешкольного. В середине 90-х гг. доля молодых людей в
возрасте от 20 до 24 лет, охваченных этим образованием, составляла в наименее развитых странах несколько
процентов, в развитых—десятки процентов (в Японии — 30%, Германии — 36%). В некоторых бывших советских
республиках этот показатель доходит до 42-46% (в России, Украине, Белоруссии, Казахстане), ставя эти страны
на весьма высокое место в мире по охвату молодого поколения высшим и средним профессиональным образованием.
Однако первое место, бесспорно, делят США и Канада (в США ~ более 80%). В результате население, в том числе
работающее, имеет все более высокий уровень образования. Так, в России 52% работающих имеют высшее (включая
незаконченное высшее) и среднее профессиональное образование, и этот показатель продолжает расти. В
большинстве стран мира это ведет к росту доходов образованной части населения, так как Высокий уровень
образования обычно обеспечивает высокую квалификацию и соответственно высокую заработную плату. В США
работник с высшим образованием имеет доходы почти в три раза выше, чем работник с незаконченным средним
образованием;

• новое отношение к труду. Для высококвалифицированных работников характерны творческое отношение к труду и
высокие требования к человеческим отношениям на работе. Нередко для них это важнее, чем чисто материальные
стимулы, тем более что в развитых странах заработная плата квалифицированных работников уже давно
обеспечивает им удовлетворение повседневных нужд (полноценное питание, жилье, транспорт, медицинское
обслуживание, отдых и т.д.). Иначе говоря, они стремятся к тому, чтобы работа была не только
высокооплачиваемой, но и интересной, а обстановка на работе — демократической и гуманной. Это часто совпадает
со стремлением их работодателей получать более высокую отдачу от своих главных и все более дорогих
экономических ресурсов (удельный вес затрат на оплату труда и НИОКР в издержках производства возрастает). В
результате идет переход к такой системе трудовых отношений, которая называется трудовой демократией. Она
основана на идее соучастия каждого работника в капитале компании, ее прибылях, ее управлении. Так, соучастие
в управлении идет через представителей трудового коллектива в руководящих органах компании, регулярное
распространение в трудовом коллективе информации о положении компании, широкую автономию подразделений
компании;

• повышенное внимание к окружающей среде, прежде всего через переход к устойчивому развитию.
Постиндустриальное общество стремится перейти к такому экономическому росту, который опирался бы не на
природные ресурсы, а, прежде всего на использование знаний и трудовых ресурсов. Это снижает нагрузку на
природу и сохраняет ее для будущих поколений. Обычно меньшую нагрузку на окружающую среду оказывают
наукоемкие отрасли сферы материального производства. Следствием этого является постепенное оздоровление
окружающей среды в развитых странах. Однако в новых индустриальных странах, Китае и других государствах, где
идет активная индустриализация, нагрузка на природные, ресурсы возрастает, экологическая ситуация
ухудшается;

• гуманизация (социализация) экономики. Создав в ходе индустриализации огромные производственные мощности в


Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів! На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету.

Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Замовити реферат

Оновлення

Реклама

Від партнерів