Вступление 3 РАЗДЕЛ 1 6 ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПУБЛИЦИСТИКИ И РИТОРИКИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 6 1.1. Социально-политические факторы развития ораторского искусства в античных городах-полисах 6 1.2. Значение софистов для развития публицистики и риторики 11 Выводы по 1-му разделу 16 РАЗДЕЛ 2 17 СТАНОВЛЕНИЕ РИТОРИКИ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ АНТИЧНОСТИ 17 2.1. Платоновские «хоры» как прообраз современных средств публицистики 17 2.2. Риторика Аристотеля 19 2.3. Ораторская деятельность Исократа 21 2.4. Значение логографов для развития искусства речи 24 2.5. Политическая деятельность оратора Демосфена 27 Выводы по 2-му разделу 31 Общие выводы 32 Список использованной литературы 34 Вступление Актуальность исследования. Общемировой тенденцией развития средств массовой информации является то, что отдельные виды СМИ – пресса, радио и телевидение – принимают сегодня активное участие в перераспределении сфер влияния и ответственности относительно информационных потоков, назначенных как для индивидуального, так и коллективного человеческого сознания. Не менее значимой тенденцией современности стало постепенное вооружение общества демократическими ценностями. В этих условиях теоретическое достояние массовой коммуникации авторитарных государств уходит в прошлое. Особое влияние сегодня на общественную жизнь оказывают публицистические произведения в открытой, демократической прессе. Публицистика – неотъемлемая часть национальной культуры любого народа. Как общественный род литературы и журналистики, она рассматривает актуальные проблемы современной жизни народа, общества. На всех этапах своего исторического развития публицистика была призвана оказывать влияние на общественное мнение и существующие политические институты. Она всегда совершала огромное воздействие на культуру, общественное сознание народа и была органически связана с его социально-политическим развитием. Отечественная публицистика в основном предстает перед нами в печатном виде – через прессу. Однако всё большею популярностью начинают пользоваться теле- и радиопередачи, авторские программы, в которые их создатели высвечивают для широкой аудитории наиболее актуальные вопросы общественной и политической жизни страны. Наивысший рейтинг получают те программы, в которых политические лидеры имеют возможность вступить в дискуссию между собою, силою слова переубедить оппонента, склонить общественное мнение на свою сторону. Мастерство риторики, зародившись в древние века, становится все более востребованным в социально-политической жизни современного общества. Изучение ее основ отсылает нас к трудам античных авторов, прежде всего – Сократу, Платону, Аристотелю, Цицерону. В эпоху Средневековья наиболее плодотворную деятельность по совершенствованию риторического мастерства вели такие религиозные и культурные деятели как Августин Аврелий,
Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Климент Александрийский, Тертуллиан, Эригена. Во период Возрождения и Нового времени мастерству риторики были посвящены труды таких мастеров слова как Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Ф. Бекон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, М. Монтень, Б. Паскаль, Ж.-Ж. Руссо. С течением времени все более новые нюансы находили в риторической науке философы ХIХ – ХХ столетий: А. Шопенгауер, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Ф.Ницше, М. Шелер, Э. Кассирер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Бахтин, М. Бубер, С. Московичи, Х. Ортега-и-Гасет, Ю. Хабермас, К. Ясперс. Наши современники, мыслители постмодернизма, риторику рассматривают как метафорический текст бытия (семиотика Р. Барта, герменевтика Г. Гадамера, исследование Ж. Делёза, Ж. Лиотара, Ю. Кристевой). Структуралисты и постструктуралисты, сосредоточиваясь на структурах языка, в то же время проясняли экзистенциональный подтекст речи. Г. Фуко, Ж. Деррида, Р. Барт сосредоточились на проблемах "риторики насилия". Г. Блюменберг внедрил философско-антропологический подход к риторике, рассматривая ее как "доблесть, в которой человек является уникальным". Авторитетной на сегодняшний день продолжает оставаться российская школа риторики: (В. Аннушкин, М. Гаспаров, А. Михальская, И. Пешков, Т. Хазагеров, Ю. Шатин, О. Юнина), которая обращает главное внимание на дидактическом аспекте, совершает философско-антропологические изыскания природы риторики власти и искусства красноречия. Теория риторики в современной Украине (С. Абрамович, Г. Золотухин, В. Маслюк, Г. Почепцов, Л. Ставицкая, Г. Сагач, И. Чепига) разворачивается в дидактическому и культурологическом контекстах; риторика трактуется как средство становления личности в коммуникации с собою, с другими, со светом. Разным теоретическим и практическим вопросам использования риторического мастерства посвящены диссертации современных украинских ученых: Г.Г. Гайдамака, Ю.В. Кашета, А.Ф. Куринной, Н.П. Онищак, М.П. Препотенской, Т.Г. Солодухиной, І.О. Татариновой, Л. П. Ткаченко, Ю.В. Харченко. В условиях такого значительного потока информации имеет смысл нового переосмысления и структурирования знаний про риторику как способа мышления и познания света, вербального орудия человека в разнообразных сферах его деятельности. Целью работы является обобщение и анализ исторического опыта становления риторического мастерства. Объект исследования – развитие риторического искусства в период существования древнегреческих государств. Предмет исследования – использование риторики в публицистических видах творческой деятельности древнегреческих философов и политиков. Для достижения поставленной цели поставлены следующие задания: • Выявить условия и предпосылки возникновения публицистики и риторики в древнегреческом обществе; • Проанализировать роль риторики в политической и общественной жизни античного полиса; • Обобщить опыт развития риторического искусства на примерах выдающихся ораторов Древней Греции. Методы. Методологическая база исследования основывается на общих принципах научного познания. Ее основу составляют принципы историзма и объективности, которые предусматривают выяснение условий возникновения, развития и последствий событий, а также понимания их причинно-следственной связи. При написании работы применялись общенаучные методы логического анализа, классификации и систематизации, обобщения, сравнительно-исторический, междисциплинарный анализ. Робота структурно состоит из вступления, двух разделов, выводов к каждому разделу, общих выводов, списку использованной литературы. Общие выводы Античность создала средства коммуникации, которые в измененном и усовершенствованном виде существуют и в современном медийном пространстве – алфавит, книгу, собрания, на которых произносились речи и принимались важные решения, регулярно публиковавшиеся записи важнейших событий общественно-политической и повседневной жизни древних. В античной культуре, в ее протожурналистике – истоки современной публицистики. Красноречие древних, их историография, летописи, хроники, в которых запечатлелись наиболее значимые общественно-политические события той эпохи, а подчас содержался и живой, страстный отклик на них. Публицистика в ее устной, риторической форме широко использовалась древними греками, потому что объединяла в себе качества науки и искусства, выступала как особый тип творчества. Риторические формы публицистики зародились в Древней Греции благодаря постоянному совершенствованию социально-политической жизни античного общества, а особенно афинской демократии. Обобществление многих сторон совместной жизни, необходимость коллективного участия в обороне от врагов заставляла людей прислушиваться к мнению наиболее авторитетных граждан, которые могли силою слова объединить людей, воодушевить их на участие в тех или иных событиях. Слово в то время было единственным орудием влияния на массы, а общественно-политическая направленность многих речей и выступлений формировала общественное мнение не менее эффективно, чем современные средства массовой информации. В условиях ограниченного пространства древнегреческого полиса выступления ораторов в моменты важных политических и военных событий имели решающее значение: они достигали самого удаленного места города, влияли на умы и сердца каждого гражданина. В мирное время элементы публицистических произведений благодаря усилиям философов, логографов, учителей занимали значительную нишу социально-политической, культурной и научной жизни древнегреческого социума. Примеры ораторского мастерства несли не только общественно-полезную нагрузку, а и были предметом эстетического наслаждения, некоторым видом культурного отдыха, интеллектуального соревнования. Философы Древней Греции, ища всеобщую гармонию и порядок, стремились найти в риторике элементы «логоса», использовали речевые конструкции для логических построений своих рассуждений. Они считали ораторское искусство не только орудием влияния на людей, а некоторым видом «священнодействия», которое под силу только избранным. Знаменитых ораторов в истории античного мира насчитывается не так уж и много, и это свидетельствует про неординарность и сложность такого мастерства как риторика, про его глубокие корни в системе таких наук как логика, философия, эстетика, этика, психология, социология. Использование риторического мастерства в политике и общественной жизни непременно влечет за собой необходимость разрешения тех проблем, которые имеют в предмете своего познания вышеперечисленные научные дисциплины. Устное слово приобрело доминирующее положение в культуре Древней Греции, хотя полис пользовался и письменными каналами оперативной передачи социально значимой информации. Нерегулярные, непериодические письменные источники (книги) повсеместно предшествовали регулярным и периодическим – газетам и журналам, которые в дальнейшем (в позднем средневековье) стали основными средствами отображения публицистической информации. В своем усовершенствовании ораторского мастерства, можно считать, древние греки достигли наивысших пределов, то есть таких, которые трудно покоряются даже современным деятелям. Умение говорить «без бумажки», логично, доходчиво сегодня, как показывают средства массовой информации, доступно далеком не всем политикам, общественным и культурным деятелям. Информационная эпоха и социальные технологии вносят свои коррективы в искусство риторики.
>>>>