Меню

Реклама

TOP реферати

Від партнерів

Цікаве

загрузка...

Тема: «Особенности творческого мышления» (ID:33387)

| Размер: 91 кб. | Объем: 50 стр. | Стоимость: бесплатно | Добавлена: 28.03.2010 | Код продавца: 0 |
СодержаниеВСТУПЛЕНИЕ 3
Раздел 1 5
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 5
1.1. Определение творческого мышления 5
1.2. Особенности и характеристики творческого мышления 12
Выводы к 1-му разделу 19
Раздел 2 20
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ 20
2.1. Понятие творческой личности 20
2.2. Креативнось как основная черта творческой личности 28
Выводы ко 2-му разделу 34
Раздел 3 35
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗМЕРЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 35
3.1. Интеллект и его измерение в психологии 35
3.2. Тесты на определение креативности 40
Выводы к 3-му разделу 46
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛІТЕРАТУРИ 50


ВСТУПЛЕНИЕ
Актуальность темы. Стратегические направления развития образования в современном мире и, в частности, в Украине, предусматривают активизацию человеческого фактора. Прежде всего, это, связано с поиском резервов повышения эффективности деятельности человека, которые в значительной мере кроются в раскрытии ее творческого потенциала. Поэтому перед психологической наукой встает сложное и ответственное задание: формировать активную личность, которая решала бы новые проблемы в науке, производстве, обществе и тому подобное.
Значимость изучения психологией проблемы творческого мышления предопределяется тем, что ее разработка создает основу для формирования личности, которая способна решать творческие нестандартные задания. Проблема творческого мышления привлекала и привлекает внимание многих ученых: А.В. Брушлинского, Д.Б. Богоявленской, Л.Л. Гуровой, А.Ф. Есаулова, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина, В.А. Моляко, Я.А. Пономарева, В.А. Романец, С.Л. Рубинштейна, О.К. Тихомирова, В. Энгельмейера, И.С. Якиманской и многих других. Их труды являются весомым взносом в разработку основных теоретических и практических положений относительно сущности творческого мышления, его закономерностей и механизмов.
На современном этапе развития украинской психологии свои диссертации, где исследовались разные аспекты творческого мышления, посвятили О.В. Бобыр, Н.И. Булка, С.С. Витвицкая, И.В. Воронюк, Ю.А. Гулько, Т.П. Гусева, Е.В. Дыса, Л.А. Моисеенко, Л.И. Скалыч и др.
При изучении проблем творческого мышления принципиально важным является определение существенных характеристик творческого мышления, четкого различия его от других видов мыслительной деятельности личности и творческих способностей. Относительно этого вопроса в научной литературе накоплен значительный материал, который требует всестороннего изучения и анализа.
Целью данной работы стоит изучение и систематизация теоретических аспектов творческого мышления, которые составляют сегодня концептуальную базу по данному вопросу.
Объектом исследования является творческое мышление личности.
Предмет исследования – особенности творческого мышления в его теоретическом и практическом аспектах исследования.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности творческого мышления личности и выявить его наиболее существенные характеристики.
2. Провести анализ креативности как основной характеристики творческой личности.
3. Обобщить и систематизировать положения про основные методы изучения и измерения творческого мышления.
Методы исследования: анализ научной литературы по данной тематике, анализ, синтез, обобщение, классификация.
Работа структурно состоит из трех разделов, выводов к каждому разделу, общих выводов, списка использованной литературы.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Творческое мышление – это психический процесс и психическая деятельность, сущность которых заключается в специфичности отражения и преобразования окружающего мира посредством формирования образов, понятий и мыследействий перцептивного, и логического плана, и которые характеризуются основными качествами – быстротой, гибкостью, оригинальностью, точностью, выступающими одновременно критериями исследуемого процесса.
В некоторой степени можно согласиться с теми авторами, которые считают практически все действия человека творчеством – в любой, даже самой монотонной работе, находят свое выражение элементы творения: например, желание убыстрить процесс, сделать его более совершенным, интересным и т.п. Индивиду присуще творческое мышление, которое проявляет себе во всех сферах его умственной и практической деятельности. Все это подтверждает теоретические предположения про то, что мыслительный процесс – это некоторое единство всех способов человека разрешить ситуацию – как аналитических, так и синтетических. Творческие возможности при этом играют немаловажную роль и являются разными у разных индивидов.
Творческое мышление связано с доминированием в общей структуре мышления следующих особенностей: а) оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне; б) семантическая гибкость, способность видеть объект под новым углом зрения, обнаружить его новое использование, расширять функциональное применение на практике; в) образная адаптивная гибкость; г) семантическая спонтанная гибкость. Последняя характеристика является наиболее важной, так как она показывает способность продуцировать большое количество разнообразных идей в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
Способность человека до творческого мышления связано с развитием всех качество его когнитивной сферы и в некоторых случаях есть неотделимой от них. Творческое воображение и творческое мышление, в частности, в моменте продуцирования идей являются тождественными друг другу. То есть, практически, невозможно сказать, что придуманная новая идея есть продуктом творческого мышления или продуктом воображения. По этой причине многие психологи ставят процесс появления новых идей как этап творческого мышления. Одни считают его выражением воображения в процессе мыслительной деятельности, другие считают проявлением креативности как этапа творчества.
Большинство психологов согласны, что креативность – это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации; креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству. В психологии принято различать понятия "творческие качества личности" и "креативные качества личности". Творческие качества личности рассматриваются в широком контексте ее деятельности. Это, в основном, отражение общих результатов ее активности как конечный итог ее творчества – то есть создание чего-то нового (необязательно оригинального), какой-то вклад в теорию или практику человеческой жизни, плод усилий мысли и практики.
Достаточно широко в современной психологии исследуется взаимосвязь между мыслительными (креативными) особенностями индивида и его личностными качествами. Некоторые исследователи предлагают в этой связи различать креативные свойства мышления и креативные свойства личности. При этом ученые до сих пор так и не пришли к единому мнению, какие же личностные особенности считать основными для креативной личности. Наиболее часто современными психологами упоминаются такие индивидуальные особенности креативной личности, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, специфическое восприятие действительности, высокая внутренняя мотивация и эмоциональная лабильность.
Проблемою на сегодняшний день остается измерение интеллектуальных и креативных качеств индивида. Учитывая то, что эти характеристики познавательной сферы человека во многих аспектах очень похожи, постоянно стоит проблема повышения валидности соответствующих тестовых методик. Интеллект как основа мыслительных и творческих способностей личности также не нашел однозначного определения в работах психологов, а его измерение наталкивается на проблемы, подобные до проблем измерения кретивности.
Изучение креативности ведется в основном в двух направлениях. Одно связано с вопросом о том, зависит ли креативность от интеллекта, и ориентируется на измерение познавательных процессов в связи с креативностью. Другое направление занимается выяснением того, является ли личность с ее психологическими особенностями существенным аспектом креативности, и характеризуется вниманием к личностным и мотивационным чертам. Попытки определить креативность посредством познавательных переменных направлены на оценку необычных интеллектуальных факторов и познавательных стилей.
Измерение как интеллекта, так и креативности связано с возможностью определения их только косвенным образом, и, может быть, использованы только для сравнения определенной группы людей между собой. И если в психологичной практике относительно интеллекта разработаны методики, которые позволяют более-менее надежно измерить его у человека, то в отношении креативности можно сказать, что такие тесты пока есть менее совершенные.


ЛитератураСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛІТЕРАТУРИ
1. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.. 1981. – С. 98-104.
2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М. : Прометей, 1994. – 352с. 2002. – 774с.
3. Брушлинский А.В. Психология субъекта. – СПб. : Алетейя, 2003. – 268 с.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.
5. Диса О.В. Роль внутрішнього мовлення та динаміка його усвідомлення в процесі творчого мислення // Збірник наукових праць: філософія, соціологія, психологія. – Вип.7. – Івано-Франківськ: Плай, 2002. – 286с. – С.157-162.
6. Засєкіна Л. В. Структурно-функціональна організація інтелекту. – Острог, ВЦ НУОА, 2005. – 370с.
7. Здібності, творчість, обдарованність: теорія, методика, результати досліджень / В.О. Моляко (ред.). – Житомир : Видавництво ПП Рута, 2007. – 319с.
8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие. – М. : Смысл, 2007. – 511с.
9. Линдсей Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.. 1981. – С. 134-142.
10. Логика и риторика: Хрестоматия: Учеб. пособие / В.Ф. Берков (сост.), Я.С. Яскевич (сост.). – Минск : ТетраСистемс, 1997. – 624с.
11. Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция?: монография. – М. : Академический Проект, 2006. – 222с.
12. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.
13. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие. – М. : КДУ, 2009. – 189с.
14. Мелхорн Г., Мелхорн X. Г. Гениями не рождаются. – М., Просвещение, 1989. – 159с.
15. Мойсеєнко Л.А. Процесуально-динамічний аспект формування гіпотези розв’язку творчих математичних задач //Творчий потенціал особистості: проблеми розвитку та реалізації: Зб. доповідей науково-практичної конференції. – К., 2005. – С. 54-57.
16. Моляко В.А. Психологические проблемы творческой одаренности / Украинский Дом экономических и научно-технических знаний общества "Знание" Украины. – К., 1995. – 52с.
17. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М. : Просвещение, Владос, 1995. – Кн. 1 : Общие основы психологии. – 576с.
18. Пономарев Я.А. Психология творения. – М.: МОДЭК, 1999. – 475с.
19. Психологічна енциклопедія: А – Я / О. Степанов (авт.-упоряд.). – К., Академвидав, 2006. – 424с.
20. Психология мышления: Хрестоматия / И.П. Грехова (сост.). – Сургут : Издательство СурГУ, 2000. – 150с.
21. Рабочая концепция одаренности / Богоявленская Д. Б. (отв. исполн.). – М. : Магистр, 1998. – 67с.
22. Ребер Артур. Большой толковый психологический словарь: Основные термины и понятия по психологии и психиатрии. – М. : Вече, 2003. – Т. 2 : П-Я. – 560 с.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.
24. Сисоєва С.О., Поясок Т.Б. Хрестоматія з психології та педагогіки. – Кременчук : Видавництво ПП Щербатих О.В., 2008. – 400с.
25. Смульсон М.Л. Психологія розвитку інтелекту / Інститут психології ім. Г.С. Костюка АПН України. – К., 2001. – 274с.
26. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М.: Тривола, 1996. – 600 с.
27. Творчество в искусстве- искусство творчества / Л. Дорфман (ред.). – М. : Наука, 2000. – 549с.
28. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса.– Спб.: Иматон, 1998. – 94с.
29. Туник Е.Е. Опросник креативности Д. Джонсона. – Спб.: СпбУПМ, 1997. –10с.
30. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. –СПб.: СПбУПМ, 1997. – 65с.
31. Формування творчого мислення в учнів старших класів: (Електронний ресурс) / С.С. Вітвицька // Вісн. Житомир. держ. ун-ту ім. І. Франка. – 1999. – N 3. – С. 75-79.
32. Юсов Б.П., Ильченко В.И., Левченко О.А. Личность и творчество: проблемы, идеи, возможности. – Луганск : Пресса, 1997. – 157с.


Просмотр
ПросмотрПросмотреть с сайта...
Скачивание
СкачатьСкачать работу в архиве..
Рекомендуємо також переглянути наступні реферати та курсові роботи:
  • Творчество и творческое мышление
  • Особенности творческого мышления
  • Психодиагностика интеллекта
  • Понятие о природе и видах мышления
  • Понятие о природе и видах мышления
  • Развитие мышления у детей дошкольного возраста
  • ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
  • Активне творче мислення та його роль у вирішенні проблем, що виникли
  • Особенности развития мышления в дошкольном возрасте
  • Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления на ин-тегрированных уроках математики и трудового обучения.
  • Методико-математические основы формирования наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.
Cгенерировано за 0.098850 секунд

Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів! На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету.

Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Замовити реферат

Оновлення

Реклама

Від партнерів

загрузка...